Монограмма и вензель (усложненный вариант монограммы) — один из самых распространённых элементов декора на предметах декоративно-прикладного искусства, который имеет очень важное смысловое значение. В нем содержится прямое указание на владельца вещи или ее дарителя. Не является исключением и фарфор, цена и социальный статус которого всегда были чрезвычайно высоки, в особенности в XVIII столетии.
Для исследователя наличие вензеля на предмете фарфора — это в первую очередь счастливая возможность установить историю его изготовления и бытования, в особенности если монограмма снабжена геральдическими атрибутами, например, императорской или дворянской короной. Чем выше персона находится на иерархической лестнице, тем выше шансы её определить. Однако существует множество предметов, украшенных монограммами, не имеющими дополнительных деталей. В этих каллиграфически переплетённых буквах зашифрованы имена неизвестных нам людей, которые делали друг другу подарки к торжественному дню или отмечали покупкой дорогой модной вещи какое-то важное событие в своей жизни. Возможно ли найти ответ в таком случае? Иногда в самом предмете скрывается подсказка.
Молочник в стиле рококо из собрания Государственного исторического музея, исполненный на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, кроме простого вензеля, состоящего из монограммы «JFJ» в лиственном венке, имеет в росписи интересные дополнительные элементы. По бокам от вензеля помещены изображения книг, — два с одной стороны и одно с другой. На полураскрытых страницах видны части заголовков и хорошо читаемые даты. Все три книги удалось установить. Это «Письма к одной немецкой принцессе» («Briefe an Eine Deutshe Prinzessin») Леонарда Эйлера 1774 года, труд доктора теологии Соломона Дейлинга (Salomonis Deylingii. «Institutiones Prudentiae Pastoralis: ex genuinis fontibus haustae, et variis observationibus, ac quaestionumenodationibus illustratae») 1768 года и трактат о садовом искусстве Иоганна Дика (Herrn Johann Dicks. «Vollständige Gartenkunst») 1774 года. Книги объединяет место публикации — город Лейпциг, и имя издателя — Иоганн Фридрих Юний (Johann Friedrich Junius).
Итак, очевидно, что роспись молочника выполнена на заказ. Она демонстрирует род занятий своего владельца, его вкус, разносторонность знаний, соответствующую человеку эпохи Просвещения, и указывает на дату. Сочетание изображений с вензелем говорит о том, что владельцем молочника был известный и преуспевающий издатель, Иоганн Фридрих Юний (1). Две из трёх публикаций, которые мы видим на предмете, датированы 1774 годом. Учитывая тот факт, что в 1774 году И.Ф. Юний сочетался браком, можно предположить, что в собрании ГИМ находится один из предметов свадебного сервиза книготорговца из Лейпцига, внесшего весьма заметный вклад в издательское дело и опубликовавшего множество произведений, в том числе научных, современных ему авторов.
(1) Иоганн Фридрих Юний (1725, Лейпциг — 1794, там же)
Известный немецкий книготорговец и издатель эпохи Просвещения, землевладелец, судья г. Велица (Саксония). Сын лейпцигского профессора математики Ульриха Юния. В 1763 году приобрел в Лейпциге книжный магазин «Иоганн Фридрих Ланкишенс, наследник». В 1774 году женился на Кристиане Генриетте Каульфус (1747 — после 1815). В 1783 году стал владельцем усадьбы в г. Велице.
Автор — Н.И. Иорданская