Соль на протяжении веков русской истории была одним из самых дорогих и почитаемых продуктов. Подсказку о том, как ее добывали, мы можем найти в народной загадке:
«Из воды родится, на огне вырастает, а с матерью водой свидится – опять умирает».
И действительно, добыча этого жизненно важного минерала представляла технически сложный и длительный процесс. Вплоть до XIX в. соль получали преимущественно по старинной технологии – путем выпаривания на огне из рассолов – природной минеральной или морской воды.
Соляной промысел относится к древнейшим на Руси. Уже с XII в. в Поморье стала распространяться выварка соли из морских вод и подземных источников. В XIV–XVI вв. соляные варницы возникли в Старой Руссе и Соли Галицкой, Нерехте и Балахне, появились соли Переяславские, Ростовские, Костромские, Тотемские, Вычегодские и Камские. На соли выросли русские города Солигалич, Сольвычегодск и Соликамск, а многие населенные пункты северной и восточной части страны носили название Усолье. На XVII столетие пришелся наивысший подъем соляного промысла, когда он стал одной из главных опор экономики России.
В экспозиции Исторического музея, в зале, посвященном истории ремесла и торговли XVI–XVII вв., среди прекрасных памятников ремесленного производства привлекают внимание деревянные трубы разного диаметра и высоты, желоба и необычные металлические инструменты. Все они собраны в технологической последовательности и представляют производственный комплекс солеварения – от устройства соляного колодца и добычи подземных рассолов до работы соляной варницы.
В экспозиции можно увидеть уникальную рукопись – старейшее инженерное наставление в истории русской техники. Автор описывает правила выбора места под скважину, буровые инструменты и технологию бурения, методику взятия проб грунта и рассола, пуск труб в эксплуатацию и способы ликвидации аварий. А мастера XVII в. дополнили «Роспись» описанием наиболее удачных скважин. Более двух веков рукопись хранилась в семье трубных мастеров на Леденгском усолье, недалеко от Тотьмы и была обнаружена инженерами Горного ведомства, изучавшими в 1814–1821 гг. местные солеваренные заводы. В 1826 году один из инженеров писал в «Горном журнале» об искусстве старых мастеров:
«Они… были гораздо смелее нас: о сем свидетельствует глубина труб на некоторых заводах, какой в иных местах не хотели в новейшее время и верить».
Бурение скважины и сооружение соляного колодца, позволяющего поднимать подземные воды на поверхность, было самой трудной, долгой и дорогостоящей частью организации промысла. Уже к XVI в. сложилась технология глубинного бурения, позволяющая забирать рассолы с глубины более 200 метров. «Верчение» (бурение) «трубы» (скважины) начинали с рытья ямы до плотных слоев земли. В ней вертикально укрепляли «матицу» – широкую трубу, выдолбленную из цельного ствола дерева. Через нее производили дальнейшее бурение скважины. Работать начинали самым широким буравом. По мере прохождения породы «матица» уходила в землю и в скважину начинали «садить» трубы более узкого диаметра. Самые тонкие – «веселые» трубы получили свое название по приближению конца работы – их использовали, когда доходили до рассола. Но бурение продолжали, пока рассол не оказывался нужной «доброты» – крепости, то есть годным для выварки соли. Тогда «веселые» трубы укрепляли и устраивали «копеж» – бурили еще несколько саженей в глубину для накопления рассола.
«… и как почнешь под матицей шеломом ходить Бог матицу понесет на низ…, и в те поры смотри бережно по отвесу прямо, чтоб в сторону не ушла… и как станешь подпоры подсекать а ея опущать, и ты в те поры вороты все четыре навороти натуго равно, чтоб ея опустить прямо».
«А пойдут места солоные, ты иди их бережно, и глины со всякого ходу денного бурава снимай, да к огню припекай, да примечай, так ли все равным солони идут… И ты те сажени и вершки помни, в грамоте умеешь – ты про себя запиши, а только не умеешь – ты ходи на стене заруби».
Из наставлений трубного мастера в «Росписи как зачать делать новая труба…». Конец XVI в.
Работой руководил трубный мастер – «трубник», обладающий техническими знаниями и навыками. Он умел правильно выбрать место для скважины и инструменты для бурения в зависимости от проходимого грунта. Он следил за подготовкой труб – их долбили из цельного дерева и несколько раз просмаливали, обвивая холстом и пряжей. Он знал, как выдержать прямую линию, чтобы трубы легко проходили в скважину даже на большой глубине; как скрепить их, чтобы в колодец не попали пресные воды; как определить нужную концентрацию рассола и вовремя остановить бурение; и, наконец, как закрепить скважину, чтобы использовать ее долгие годы без ремонта. Над бурением скважины в 150–180 метров трудились пять – семь человек от 3 до 8 лет.
Солеварение способствовало не только развитию и совершенствованию техники бурения. Уже в XV–XVI вв. на соляных промыслах в Поморье появились уникальные гидротехнические сооружения – самотечные водопроводы. Они доставляли рассолы на дальние расстояния от соляного колодца или моря к месту, обеспеченному дровами – топливом для работы солеваренных печей. Там и строили соляные варницы.
Облик и оборудование соляной варницы XVI–XVII вв. сохранил нам рисунок Эрика Пальмквиста – артиллерийского капитана и военного агента при шведском посольстве в Москву в 1673–1674 годах. Среди рисунков и карт, приложенных к его отчету, выделяется тщательно прорисованная варница на реке Мшаге, на пути из Новгорода в Старую Руссу. Соляная варница представляла собой четырехстенную избу с небольшими окнами под крышей для выхода дыма. В центре в углублении, облицованном диким камнем или кирпичом, устраивали широкую печь, перед ней выкладывали устье, служившее поддувалом. Над печью на железных крюках укрепляли црен – большую прямоугольную сковороду из толстых железных полос, в которой выпаривали соль. Над цреном, для сушки соли, возводили полати.
Вываркой соли руководил варничный мастер, ему помогали подварок и несколько рабочих. Когда мастер затапливал печь, подварок открывал задвижки в деревянной емкости у стены варницы, где накапливался рассол, и «напущал» его в црен. Начиналась варка соли – «варя». Доведя рассол до кипения, мастер внимательно следил за тем, как шел «кипеж». При появлении первых кристаллов соли добавляли следующую порцию рассола, тщательно размешивая ее греблами, и так повторяли несколько раз, пока не получался густой «засол». Когда соль начинала оседать хлопьями на дно црена, ее собирали скребками с длинными ручками, а затем лопатами с дырочками выбрасывали на полати. Остатки густого рассола стекали со свежей вываренной соли, падая снова в црен. «Варя» продолжалась без остановок примерно сутки, после чего црен чистили от соляного осадка и вновь начинали работу. Высохшую соль ссыпали в мешки и переносили для хранения в амбары, выстроенные на берегу реки. А весной, когда разлив позволял судам подойти близко к амбарам, соль отправляли по рекам на склады в торговые города или в Нижний Новгород – главный центр соляной торговли.
В сложно организованном процессе добычи рассолов и выварки соли очень рано стали выделяться профессии. Мастера разных специальностей изготавливали трубы и желоба, бурили скважины, устанавливали колодцы, заготавливали дрова для печей, ремонтировали црены, следили за производственным процессом. Крупными владельцами дорогого, но доходного промысла были монастыри, предприимчивое купечество и казна. Но с XVI в. в районах Тотьмы, Солигалича, Балахны, а также в Поморье владельцами солеварен все больше становились жители посадов, которые занимались промыслом сообща, в складчину.
Традиционный способ солеварения сохранился в северных губерниях России вплоть до второй половины XIX столетия – именно к этому времени относятся представленные в зале музея орудия бурения скважин, детали колодца для подъема рассолов и оборудование варницы. Все эти предметы были привезены в 1930-е гг. историко-бытовой экспедицией ГИМ из Сольвычегодского района. Они сохранились на территории Сереговского соляного завода, берущего свое начало в первой половине XVII в.