В 1891 году собрание Исторического музея пополняет «Белевский» клад, найденный в Белевском уезде Тульской губернии в конце XIX века. В Главной инвентарной книге музея помечено, что предметы клада были приобретены у Н. П. Андросова, купившего их на торгу.
Клад был датирован сотрудником отдела археологии ГИМ Н. Г. Недошивиной концом XII — началом XIII века. Он состоит из серебряных и бронзовых женских украшений. Это 17 вятичских височных колец, две витых шейных гривны, семь браслетов, перстень, две хрустальные бусины и двух предметов, которые считают деталями подсвечников.
После распада Киевской Руси в XII веке земли вятичей в верховьях Оки, на современной территории Тульской и Калужской областей, были поделены, и административно, и политически, между Черниговским и Рязанским княжествами. В первой половине XIII века через эти земли волной прокатились орды хана Батыя. Оставленные в древнерусских городах и забытые хозяевами клады — немые свидетели этих событий.
Белевский клад уникален не только по составу, но и по мастерству исполнения предметов; он хорошо изучен. Интересны выводы исследователей. Известнейший археолог Борис Рыбаков, работавший в Историческом музее и изучавший славянскую культуру, писал о Белевском кладе так:
«Височные кольца известны нам по захоронениям в курганах. В городских кладах нет деревенских височных колец; горожанки носили колты. Здесь же перед нами 17 височных колец, из которых одно является простым, стандартным семилопастным, а остальные 16 подразделяются на восемь различных типологических групп (от одного до четырех экземпляров в группе) …. Многообразие и некомплектность предметов Белевского клада производят впечатление не бытового комплекса женских украшений, а набора образцов владельца мастерской. Белевские трехлопастные и пятилопастные височные кольца с их изящно изогнутыми лопастями, с их кружевной оторочкой и фигурками животных — это не звено плавной эволюции, а полный артистизма взлет творческой фантазии мастера. Мастер не отвергал старого, он преображал его».
Рыбакову же принадлежит так называемая космогоническая расшифровка символов, изображенных на украшениях. По мнению исследователя, белевские височные кольца отражали представления русских людей XII — начала XIII в. о структуре мира.
Мы не знаем, кто мог спрятать клад в Белеве. Но знаем, что человек, пытавшийся сберечь ценности, так за ними и не вернулся. Может быть, он погиб от руки врага, может, был пленен. Но благодаря ему мы сейчас можем увидеть работу мастера конца XII — начала XIII века в Зале 12 Главного здания Исторического музея.