Предание о первом пасхальном яйце и его символика — Блог Исторического музея

Предание о первом пасхальном яйце и его символика

«Многие часто спрашивают, отчего и когда началось в православной церкви обыкновение дарить друг другу красные яйца при взаимных приветствиях во дни Пасхи; и что значит сие обыкновение… В Греции касательно сего обыкновения сохраняется следующее древнее предание. По вознесении Спасителя нашего на небо, Святая Равноапостольная Мария Магдалина, пришедши в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред Императора Тиверия, и поднесши ему красное яйцо, сказала: «Христос Воскресе!» — и таким образом начала свою пред ним проповедь… Первенствующие христиане, зная по слуху и преданию о сем простосердечном приношении святыя Магдалины, начали подражать оному, и при воспоминании Воскресения Христова, дарили друг другу красные яйца… Сей обряд, хотя сам по себе и маловажен, показывает христианское простосердечие и служит знаком общей христианской радости…»[2] .

Помимо предания о Марии Магдалине, авторы, писавшие о пасхальных яйцах,
более или менее подробно излагают богатую символику яйца. Различные источники уточняют смысл яйца как символа гроба и одновременно возрождения из недр его, яйцо – символ головы Адама, окрашенной кровью Христа, пролитой на кресте, то есть символ искупительной жертвы Христа за род человеческий; перечисляют древнеегипетскую, иудейскую и античную символику, где яйцо выступает и символом четырех стихий, и символом вселенной и начала жизни, и вообще началом начал, и вновь – гроба и бессмертия. С другой стороны, приводится иудейский обычай «приносить в качестве дара своим друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения их простое яйцо» [3] – это обычный дар, которым воспользовалась Мария Магдалина, одновременно изменив его смысл, когда окрасила его в цвет крови Христовой.

И все же нашему предмету, по-видимому, более отвечает то толкование обычая, автор которого указывает на отсутствие строгости в культовом значении обычая и подчеркивает его простосердечие:

«Везде православные христиане лобзают друг друга лобзанием святым и дарят друг другу простой знак радости своей» (4).

Мы специально привели эти выдержки для исторически достоверной характеристики представлений о пасхальных яйцах современников. Эти сочинения написаны в XIX веке и адресованы образованной части русского, по преимуществу столичного общества, то есть именно той среде, в которой бытовали пасхальные яйца из фарфора.

Яйцо пасхальное с изображением Святой Равноапостольной Марии Магдалины Российская империя, г. Санкт-Петербург Императорский фарфоровый завод Вторая половина 1890-х годов Фарфор; надглазурное крытьё и роспись, паста, золочение, серебрение Шелк, золотная нить (лента) Высота – 10,8 см, диаметр – 8,5 см
Яйцо пасхальное с изображением Святой Равноапостольной Марии Магдалины
Российская империя, г. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод, вторая половина 1890-х годов. Фарфор; надглазурное крытьё и роспись, паста, золочение, серебрение. Шелк, золотная нить (лента). Высота – 10,8 см, диаметр – 8,5 см

Этим, однако, не ограничивается круг представлений русского православного
человека о пасхальных яйцах. Для славянина существовал и еще один традиционный ряд представлений и ассоциаций, связанный с пластом народной культуры, с ее языческими корнями.

Крашение и расписывание яиц встречается у всех славянских народов. На Руси красили яйца не только на Пасху, но и в дни весенне-летних земледельческих праздников. Это связано с древними языческими поверьями, в которых яйцо выступает символом плодородия, начала жизни, весеннего возрождения. Например, на Егория (6 мая), перед тем, как впервые в этот год выгнать скот на луг, яичком «прокатывали» коня от гривы до
хвоста, приговаривая:

«Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь кругла и сыта».

Печеные яйца зарывали в семена льна, когда снаряжали сеятеля в поле, и он потом, обнаружив яйца в торбе с семенами, должен был их съесть прямо в поле, сначала высоко подкинув, «чтобы лен  высоким вырос». В других областях в зерна, приготовленные для посева, клали пасхальной яйцо, сбереженное с Пасхи, а при посеве разбрасывали по полю яичную скорлупу.

В дни праздников, приходящихся на конец мая – июнь: на Троицу или в день Всех Святых, который иногда даже называли «яичным заговеньем», главным развлечением были игры в яйца: катание крашеных яиц по деревянному  желобу или более простая игра – «кокаться», или «биться» яйцами.  Выигравший забирал разбитое яйцо проигравшего. На деревенских ярмарках крашеные яйца даже становились денежным эквивалентом.

«В игре в карты на Всесвятское воскресенье на ставку принимали яйца. За катание на качелях тоже можно было в этот день расплатиться яйцом» [5].

Город и деревня на Руси всегда жили нераздельной жизнью. Крашеные яйца катали и в барской усадьбе, и в городском особняке. Благодаря этой цельности культуры, языческие и христианские обычаи так переплелись, что один стимулировал развитие другого и наоборот.

Источники:

1. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978, том I, с. 474
2. Константин Икономид. О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи. СПб., 1826, с. 3-4
3. Павел Левашев. Обычай употребления яиц в праздник святой Пасхи. СПб., 1895, с. 7
4. Константин Икономид. Указ.соч., с. 15
5. М.М.Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986, с. 197