О чём рассказал памятник. Икона «Василий Блаженный» из Покровского собора — Блог Исторического музея

О чём рассказал памятник. Икона «Василий Блаженный» из Покровского собора

Иконостас нижней церкви Покровского собора – придела святого
Василия Блаженного – создан чуть более ста лет назад. Тогда же были
написаны иконы. Все они имеют золотой фон и выглядят гармонично в
составе иконостаса, создавая единую композицию. Но есть в нём две более
ранние иконы. Одна из них – местный образ «Святой Василий Блаженный»
первой трети XVIII века.

Святой изображён в полный рост с воздетыми к Господу руками в
молении. За ним видны кремлёвская стена и Покровский собор. Василий
Блаженный был юродивым нагоходцем, то есть ходил босым и нагим. Таким
его писали на иконах с конца XVI века, со времени канонизации. Спустя
столетие происходят очевидные изменения в иконографии святого. Василия
Блаженного часто изображают перед стеной Московского Кремля, рядом с
Покровским собором. На этой иконе мы видим непривычное изображение
знакомых нам архитектурных памятников. Например, Кремль, построенный
из красного кирпича, здесь белого цвета. Сразу же вспоминается устойчивое
выражение: «белокаменный Кремль». Однако построенный в 1360-е годы
белокаменный Кремль здесь ни при чём, так как в конце XV века он был
заменён кирпичным. А эта икона написана в XVIII столетии. Так белым или
красным был Кремль в то время, или это фантазия иконописца? Попробуем
разгадать эту загадку, а для этого обратимся к специалистам.


Доктор искусствоведения А.Л. Баталов отмечает, что первоначальный цвет кремлёвских стен не мог быть белым, поскольку белый цвет всегда позволяет вести прицельный огонь. При первом же попадании ядра штукатурка осыпается, и тогда стреляющий может вести прицельный огонь. Поэтому естественно, белыми кремлёвские стены стали уже тогда, когда утратили своё оборонное значение, в более спокойный период. Но для того, чтобы постоянно не чинить уже ставшие не столь необходимыми стены, было велено один раз в XVII веке их побелить для того, чтобы скрыть порехи, придать им более праздничный облик.

Итак, с XVII до первой половины XX века стены и башни Кремля периодически белили, и иконописец отразил на иконе то, что видел. Но почему же тогда главная кремлевская Спасская башня на иконе красного цвета? Дело в том, что эта башня в разное время то белилась, то вновь становилась красной. Вероятно, в момент написания образа, она была красной, так же, как и колокольня Ивана Великого.

Если перевести взгляд влево от Спасской башни, то у самого края иконы увидим Покровский собор, тоже белого цвета. Оказалось, что недолгое время в XVIII веке он был побелён. Возможно, это был подготовительный этап перед нанесением отделочных росписей, а, может быть, его тоже преднамеренно белили.

К Спасской башне ведёт мост. Под ним широкой синей полосой обозначен Алевизов ров. Сейчас уже нет ни Спасского моста, ни рва, но они действительно существовали до начала XIX столетия. Широкий и глубокий ров, сначала наполненный водой, был вырыт в 1508–1516 годах по
повелению Великого князя Василия III вдоль восточной стены Кремля,
которая выходит на Красную площадь. Ширина его составляла 28–34 метров,
глубина – 9–13 метров. Он являлся серьёзной преградой на пути врага,
подходящего к крепости с этой стороны, не давая ему возможности подвести
стенобитные орудия и делать подкопы. Автором проекта являлся архитектор,
итальянец Алевиз Новый, поэтому ров называли Алевизовым. Позднее с
обеих сторон рва появились невысокие зубчатые стены из кирпича.
Выстроенный рядом с ним собор получил дополнительное, красивое название: собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву.

К проездным Кремлёвским башням – Спасской, Никольской и Константино-Еленинской – перекинули мосты через ров. Сначала они были деревянными подъёмными, а затем, в XVII веке их заменили каменными. На Спасском мосту располагались лавки, в которых продавали книги и «фряжские картинки», то есть гравюры.

Так, благодаря этой иконе, мы смогли «перенестись» в Москву 300-летней давности и узнать, как выглядели тогда её главные достопримечательности – Кремль, Красная площадь и Покровский собор.

Автор — Лариса Чернышева, методист по культурно-образовательной работе отдела «Покровский собор»