Думается, многие согласятся, что в сегодняшних условиях наличие в доме собаки становится несомненным «бонусом», помогающим поддерживать привычный ритм и образ жизни.
Ну а «если у Вас нет собаки», которую нужно выводить на прогулку, поищите дома, хотя бы маленькую фарфоровую, и возможно, Ваша собачка окажется исторической не только с точки зрения Вашей семейной истории, но и просто ИСТОРИИ…
Трудно сосчитать, сколько раз «героями» такого изысканного и одновременно, популярного жанра как фарфоровая скульптура становились собаки, как знаменитые (например, левретка императрицы Екатерины II), так и неизвестные.
В 1889 году в своей знаменитой книге «Трое в лодке, не считая собаки» (в которой как раз фокстерьер по кличке Монморанси выведен одним из главных и самых харизматичных героев) Дж.К. Джером, рассуждая о превратностях изменения восприятия во времени пишет:
«Ну, а в будущем? Неужели всегда человечество будет ценить как сокровище то, что вчера было дешевой побрякушкой? …Возьмём, к примеру, фарфоровую собачку, украшающую мою спальню в меблированных комнатах. Это белая собачка. Глаза у нее голубые. Нос у нее красненький с черными крапинками. Шея у неё страдальчески вытянута, а на морде написано добродушие, граничащее с идиотизмом. Не могу сказать, чтобы эта собачка приводила меня в восторг. Откровенно говоря, если смотреть на неё, как на произведение искусства, то она меня даже раздражает. Мои друзья, для которых нет ничего святого, откровенно потешаются над ней, да и сама хозяйка относится к ней без особого почтения и оправдывает её присутствие в доме тем обстоятельством, что собачку ей подарила тётя.
Но более чем вероятно, что лет двести спустя, при каких-нибудь раскопках, из земли будет извлечена эта самая собачка, лишившаяся ног и с обломанным хвостом. И она будет помещена в музей как образчик старинного фарфора, и её поставят под стекло. И знатоки будут толпиться вокруг неё и любоваться ею. Они будут восхищаться теплым колоритом её носа и будут строить гипотезы, каким совершенным по своей форме должен был быть утраченный хвостик… В 2288 году она будут производить фурор…»
Фарфоровая собачка, о которой рассказываем мы, — не просто милая безделушка, пример массовой продукции Ленинградского фарфорового завода. Её можно назвать тиражированным «портретом героя Советской Арктики».
Пёс по кличке «Весёлый» принимал самое активное участие в работе знаменитой полярной экспедиции под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.[1] Работа первой советской научной станции на дрейфующей льдине в Центральной Арктике «Северный Полюс -1» (1937-1938) широко освещалась в периодической печати. Ее руководитель И.Д.Папанин и члены экспедиции, которых называли «папанинцы», были новыми советскими героями.
В расположение ледового лагеря Весёлый, «пятый папанинец», как его окрестили, прибыл 5 июня 1937 года, на самолете, который пилотировал Илья Павлович Мазурук знаменитый советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (27.06.1937, медаль «Золотая Звезда» № 39), и оставался на своем посту вплоть до конца экспедиции.
И.Д. Папанин не раз рассказывал об этой отважной лайке:
«Весёлый» прекрасно выполнял обязанности сторожа. Помню случай, который произошёл летом. Мы находились тогда на 88-м градусе северной широты. Во время дежурства Кренкеля на льдину пришли три медведя. «Весёлый» был привязан к нартам. Мы ничего не замечали. Вдруг раздался яростный лай собаки. Эрнст схватил винтовку и выбежал из палатки. Появление гостей не вызвало у Кренкеля радости, и он открыл по ним стрельбу. Медведи быстро ретировались. Так «Весёлый» спас в этот день нашу продовольственную базу. Не будь его на льдине, медведи преспокойно разломали бы нарты, банки с продовольствием…»,
— писал он в газетном очерке.
В 1977 году, в книге «Лед и пламень» Папанин вспоминал:
«Когда мы брали с собой пса, то о его дальнейшей судьбе как-то не задумывались. О его проделках мы рассказывали в печати, чем создали Весёлому мировую известность.
На приёме в Кремле Сталин поинтересовался:
– А где же Весёлый?
Я ему объяснил, что он пока на «Ермаке»[2].
– Думаю, что ему будет неплохо на моей даче.Потом, когда я лечился в Барвиxе, часто видел Весёлого на прогулке – он сопровождал Аллилуева, тестя И.В. Сталина. Меня Весёлый не забывал, приветливо махал хвостом, но от нового хозяина не отходил. Всё правильно: новый каюр – новая привязанность».
На Ленинградском фарфоровом заводе были созданы и выпускались три скульптуры, посвященные знаменитой экспедиции и ее участникам. Руководитель скульптурной мастерской завода, скульптор Наталья Яковлевна Данько (1892-1942), в 1937 году выполнила модели двух скульптур с изображением самого И.Д.Папанина и его лайки, и скульптурную группу «Папанинцы». В 1940 году художник и скульптор И.И. Ризнич, выдающийся анималист, создал модель скульптуры «Лайка Папанина». Скульптура пользовалась такой популярностью, что выпускалась в нескольких вариантах росписи, в том числе и довольно далекой от реального окраса реального прототипа (Весёлый имел черно-белый окрас шерсти). Но, невзирая на эти варианты, скульптура всегда сохраняла название «Лайка Папанина», как сохранилась и память о героическом псе, чье имя уже навсегда вписано в историю покорения Арктики.
Папанин Иван Дмитриевич (1894 — 1986). Советский полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды герой Советского Союза (1937, 1940). Возглавлял первую советскую дрейфующую станцию «Северный Полюс -1» (1937-1938). Начальник Главсевморпути (1939-1946). Автор книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лед и пламень» (1977).
[2] «Ермак» (1898 – 1964)— ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири Ермака Тимофеевича. В 1938 году после выполнения краткосрочного ремонта ледокол под командованием капитана М. Я. Сорокина вышел из Ленинграда в Гренландское море для возвращения на Большую землю участников экспедиции «Северный Полюс-1» и доставил их в Ленинград.
Автор — Смирнова Елена, заведующая отделом керамики и стекла