Исторический музей обладает богатой коллекцией изделий всемирно известной ювелирной фирмы Фаберже. В музее хранятся и великолепные подарки членам императорской семьи, и произведения, адресованные представителям высшей аристократии, и «драгоценная галантерея» —роскошные предметы туалета и быта. Среди них выделяется очаровательный миниатюрный слоник, выполненный из серебра в мастерской Генриха Вигстрема, одной из ведущих на фирме Фаберже. Несмотря на небольшие размеры (3,9х6,1х4,4 см.), у слоника можно различить конкретную позу —голова покорно опущена, взгляд чуть исподлобья направлен на зрителей. При работе над деталями ювелиры проявили высочайшее мастерство, реалистично показав складки на коже слона вокруг бивней и на хоботе. Обладатели этого серебряного слоника могли не только любоваться им, но и использовать в быту. Дело в том, что если изделие перевернуть вверх ногами, оно превратится в чарку, из которой можно испить тот или иной напиток.
Фирма Фаберже славилась своими необычными, сложными произведениями, при создании которых мастера применяли недюжинную смекалку. Поэтому перед нами не просто миниатюрная статуэтка с изображением слона, а чарка-перевёртыш. Интересен ответ на вопрос, почему эту чарку выполнили именно в виде слона.
Рубеж XIX–XX веков в России отмечен «русским стилем», который проявился в изобразительном искусстве, архитектуре и ювелирных произведениях. В связи с ним часто встречаются изображения как фантастических, так и реальных птиц, животных: медведей, зайцев, белок, — тех зверей, которые часто являются персонажами русских сказок. Во второй половине XIX века в русской культуре также прослеживается мода на экзотических животных, совершенно не характерных для нашей страны, например, на слонов.
Вышеупомянутый серебряный слоник-чарка далеко не единственный пример. Если обратиться к одной только коллекции фирмы Фаберже в фондах Исторического музея, мы встретим и миниатюрные брелоки в виде слонов, выполненные из разных камней (аметист, сердолик, гелиотроп, агат), и созданную из кварца статуэтку прозрачного идущего слона с рубиновыми глазками, и даже более крупную по размерам реалистичную серебряную скульптуру «Слон», в которой для оформления бивней используется также кость коровы. Наконец, знаменито хранящееся в Хьюстонском музее естественных наук императорское пасхальное яйцо Фаберже под названием «Алмазная сетка», сюрпризом которого был заводной слон. До недавнего времени сюрприз считался утерянным, но в 2015 году был обнаружен в Лондоне. Этот белый слоник изготовлен из слоновой кости, покрыт эмалью, украшен бриллиантами, алмазами и драгоценными камнями, а на спине слона расположена башенка. Яйцо вместе с сюрпризом было создано в 1892 году по заказу императора Александра III в подарок своей супруге Марии Фёдоровне. Именно с этой императрицей связана столь необычная популярность слонов в России со второй половины XIX столетия.
Мария Фёдоровна, урождённая Мария София Фредерика Дагмар, приходилась дочерью короля Дании Кристиана IX и первоначально должна была стать супругой Николая Александровича — старшего сына российского императора Александра II. Однако цесаревич Николай скончался. По прошествии года в Копенгагене состоялась помолвка принцессы Дагмар с Александром Александровичем, будущим императором Александром III. 28 октября 1866 года в Петербурге было совершено бракосочетание, перед которым Дагмар в ходе церемонии миропомазания получила новое имя — Мария Фёдоровна. Датское происхождение Марии Фёдоровны не было забыто. Династическая связь России и Дании выразилась в возросшей роли в России Ордена Слона, главной награды Дании. Знак этого ордена довольно примечателен. Это миниатюрное объёмное изображение слона, покрытого белой эмалью, который несёт на себе боевую башню. В точности как сюрприз из упомянутого ранее пасхального яйца Фаберже, не так ли? Именно с отсылкой на датский Орден Слона создано это произведение, которое должно было стать для Марии Фёдоровны приятным напоминанием о родине.
Венценосные супруги Александр III и Мария Фёдоровна были главными заказчиками фирмы Фаберже во второй половине XIX столетия. Безусловно, их интересы и вкусы оказывали влияние на изделия фирмы. Поэтому Карл Фаберже и работавшие на него мастера-ювелиры начинают создавать и множество других разнообразных изделий с изображениями слонов уже для других заказчиков и в целом на продажу.
Мода на слонов сохранилась в русском ювелирном искусстве и в начале ХХ века, когда были созданы представленные ранее слоники из собрания Исторического музея. Уже после смерти Александра III последний российский император Николай II продолжал радовать свою матушку ювелирными слонами. Одно из последних императорских пасхальных яиц Фаберже под названием «Берёзовое» было изготовлено в 1917 году по заказу Николая II в подарок Марии Федоровне и хранится в Музее Фаберже в Баден-Бадене. Сюрпризом для этого скромного внешне яйца из карельской берёзы являлся, как и в созданном на несколько десятилетий раньше яйце «Алмазная сетка», механический слоник, который по сей день считается утраченным.
Автор — Алиса Валиахметова, методист экскурсионно-методического отдела