Русский свадебный обряд в гравюрах Адама Олеария — Блог Исторического музея

Русский свадебный обряд в гравюрах Адама Олеария

В XVI–XVII веках свадебный обряд представлял собой торжественное, исключительно праздничное, упорядоченное во всех деталях действо, направленное на постепенное, бережное введение молодой пары в новую жизнь и новый статус женатых людей. В старину этот переход считали опасным временем, считалось, что нечистая сила и злые умыслы могли нарушить жизнь молодых людей. Поэтому строгий порядок свадебного обряда, его многочисленные ритуалы и магические действия охраняли молодых людей, обеспечивали дальнейшее благополучие и достаток, способствовали чадородию. В дни свадьбы жениха и невесту даже из простой народной среды возводили в высшее достоинство и называли не иначе как «молодым князем» и «молодой княгиней». А для точного ведения обряда и «бережения» молодых им собирали «свиту», назначая свадебные «чины» – участников обряда из родных и друзей.

Подробное изложение русского свадебного обряда содержится в «свадебных чинах» Домостроя – популярного сборника XVI века. Красочные описания удивительных для постороннего взгляда народных обычаев и деталей, наполненных суевериями и магией, сохранились и в записках иностранцев, посетивших Россию в это время. Так, путешественник и ученый Адам Олеарий, участник Шлезвиг-Голштинского посольства в Россию в 1630-е годы описал русский свадебный обряд в отдельной главе своих знаменитых «Записок о Московии». Второе дополненное самим автором издание книги, вышедшее в 1656 году в Шлезвиге, было представлено на выставке Исторического музея «Русская свадьба. Традиция и обряды».

Древний русский свадебный ритуал. Гравюра по рисунку А. Олеария (1599–1671). Из книги А. Олеария «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию…». Шлезвиг, 1656
Древний русский свадебный ритуал. Гравюра по рисунку А. Олеария (1599–1671). Из книги А. Олеария «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию…». Шлезвиг, 1656 г.
На носилках, устланных мехом – старинным символом плодородия, подносили к столу сыр и обрядовый хлеб – свадебные ритуальные блюда.
На носилках, устланных мехом – старинным символом плодородия, подносили к столу сыр и обрядовый хлеб – свадебные ритуальные блюда.
Во время обряда «чесания волос» исполняли ритуальные песни.
Во время обряда «чесания волос» исполняли ритуальные песни.
Старинный обряд расчесывание волос невесте и жениху проводили за приподнятым покрывалом, отделявших молодых от остальных участников свадьбы.
Старинный обряд расчесывание волос невесте и жениху проводили за приподнятым покрывалом, отделявших молодых от остальных участников свадьбы.
К невесте подносили «кику» – головной убор замужней женщины.
К невесте подносили «кику» – головной убор замужней женщины.
В завершении «посада» невесту, закрыв лицо, вели из-за стола к «свадебному поезду», чтобы везти к венчанию.
В завершении «посада» невесту, закрыв лицо, вели из-за стола к «свадебному поезду», чтобы везти к венчанию.

Книгу сопровождают гравюры, выполненные по рисункам и под наблюдением Адама Олеария. Две из них иллюстрируют кульминационные моменты свадьбы. На одной гравюре изображен старинный обряд бракосочетания – «посад» жениха и невесты, проводимый в первый день свадьбы перед церковным венчанием. Во время обряда молодых впервые сводили вместе. Их торжественно сажали рядом друг с другом на особое свадебное «место» – обитую тканью или покрытую ковром лавку, на которую укладывали подушки, а сверху – собольи шкурки. На столе размещали блюда с древней ритуальной едой – свадебным хлебом и сыром. После исполнения многочисленных обрядовых действий приступали к древнему ритуалу «чесания голов»: молодых завешивали покрывалом, затем, макая гребень в мед (символ любви), расчесывали волосы жениху и невесте, заплетали невесте две косы, укладывали их вокруг головы и надевали женский головной убор, который целиком прикрывал волосы. При этом по древнему обычаю разрезали на куски хлеб и сыр, и дружка подносил их вместе с ширинками (нарядными платками) от имени невесты сначала жениху, а потом и всем родственникам.

Раздача ритуальной еды и подарков символически объединяла семьи жениха и невесты. Адам Олеарий, наблюдавший свадьбу среди простых людей, описал обычай, не отраженный в «свадебном чине» Домостроя. Согласно ему в то время, когда молодым «чешут головы», «женщины становятся на скамейки и поют разные непристойности» – песни эротического содержания. В завершении «посада» новобрачные трижды обходили вокруг стола, закрепляя свое соединение, а «сваха» жениха осыпала их хмелем. Затем яркая и шумная свадебная процессия отправлялась в церковь на венчание.

Обряд венчания. Гравюра по рисунку А. Олеария (1599–1671). Из книги А. Олеария «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию…». Шлезвиг, 1656 г. 
Обряд венчания. Гравюра по рисунку А. Олеария (1599–1671). Из книги А. Олеария «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в
Московию и Персию…». Шлезвиг, 1656 г.
В завершении обряда молодых осыпали хмелем.
В завершении обряда молодых осыпали хмелем.
Один из «свадебных чинов» наполнял сосуд вином. После обмена кольцами новобрачные попеременно пили вино из одной чаши. Пустой сосуд роняли на пол, и молодой муж растаптывал его на мелкие части.
Один из «свадебных чинов» наполнял сосуд вином. После обмена кольцами новобрачные попеременно пили вино из одной чаши. Пустой сосуд роняли на пол, и молодой муж растаптывал его на мелкие части.

Церковному венчанию посвящена вторая гравюра, на которой можно рассмотреть детали обряда. Путь молодых от «свадебного поезда» до алтаря устилали тканью, дорогими материями или холстом, в зависимости от достатка семьи. Перед алтарем новобрачные стояли, держась за руки, на особом подножии из ткани, под ноги им бросали шкурки соболей. После совершения обряда и обмена кольцами священник подносил новобрачным чашу с вином, из которой они пили попеременно. Пустой сосуд роняли на пол, и молодой муж должен был его растоптать, приговаривая:

«Так да падут под ноги и будут растоптаны все те, кто пожелают вызвать между нами вражду и ненависть».

После венчания традиционное свадебное «веселие» разгоралось с новой силой. Свадьба продолжалась три дня, и впереди еще было много важных обрядовых действий: пир в доме тестя и свекра, брачная ночь, ритуальное кормление молодых кашей, снятие покрывала с лица невесты, омовение молодых в бане и многие другие. Все они сопровождались многочисленными подарками – тесть одаривал зятя, а свекор и свекровь одаривали сноху, тесть присылал дары от новобрачной свекру, свекрови и родным молодого мужа, отец преподносил дары сыну, а свекровь – отдельно снохе, и, наконец, гости преподносили свои подарки молодым, а гостей и всех участников свадебной церемонии одаривали ширинками.

Автор — Ольга Соколова, зав. сектором Научно-экспозиционного отдела