В XVI–XVII веках свадебный обряд представлял собой торжественное, исключительно праздничное, упорядоченное во всех деталях действо, направленное на постепенное, бережное введение молодой пары в новую жизнь и новый статус женатых людей. В старину этот переход считали опасным временем, считалось, что нечистая сила и злые умыслы могли нарушить жизнь молодых людей. Поэтому строгий порядок свадебного обряда, его многочисленные ритуалы и магические действия охраняли молодых людей, обеспечивали дальнейшее благополучие и достаток, способствовали чадородию. В дни свадьбы жениха и невесту даже из простой народной среды возводили в высшее достоинство и называли не иначе как «молодым князем» и «молодой княгиней». А для точного ведения обряда и «бережения» молодых им собирали «свиту», назначая свадебные «чины» – участников обряда из родных и друзей.
Подробное изложение русского свадебного обряда содержится в «свадебных чинах» Домостроя – популярного сборника XVI века. Красочные описания удивительных для постороннего взгляда народных обычаев и деталей, наполненных суевериями и магией, сохранились и в записках иностранцев, посетивших Россию в это время. Так, путешественник и ученый Адам Олеарий, участник Шлезвиг-Голштинского посольства в Россию в 1630-е годы описал русский свадебный обряд в отдельной главе своих знаменитых «Записок о Московии». Второе дополненное самим автором издание книги, вышедшее в 1656 году в Шлезвиге, было представлено на выставке Исторического музея «Русская свадьба. Традиция и обряды».
Книгу сопровождают гравюры, выполненные по рисункам и под наблюдением Адама Олеария. Две из них иллюстрируют кульминационные моменты свадьбы. На одной гравюре изображен старинный обряд бракосочетания – «посад» жениха и невесты, проводимый в первый день свадьбы перед церковным венчанием. Во время обряда молодых впервые сводили вместе. Их торжественно сажали рядом друг с другом на особое свадебное «место» – обитую тканью или покрытую ковром лавку, на которую укладывали подушки, а сверху – собольи шкурки. На столе размещали блюда с древней ритуальной едой – свадебным хлебом и сыром. После исполнения многочисленных обрядовых действий приступали к древнему ритуалу «чесания голов»: молодых завешивали покрывалом, затем, макая гребень в мед (символ любви), расчесывали волосы жениху и невесте, заплетали невесте две косы, укладывали их вокруг головы и надевали женский головной убор, который целиком прикрывал волосы. При этом по древнему обычаю разрезали на куски хлеб и сыр, и дружка подносил их вместе с ширинками (нарядными платками) от имени невесты сначала жениху, а потом и всем родственникам.
Раздача ритуальной еды и подарков символически объединяла семьи жениха и невесты. Адам Олеарий, наблюдавший свадьбу среди простых людей, описал обычай, не отраженный в «свадебном чине» Домостроя. Согласно ему в то время, когда молодым «чешут головы», «женщины становятся на скамейки и поют разные непристойности» – песни эротического содержания. В завершении «посада» новобрачные трижды обходили вокруг стола, закрепляя свое соединение, а «сваха» жениха осыпала их хмелем. Затем яркая и шумная свадебная процессия отправлялась в церковь на венчание.
Церковному венчанию посвящена вторая гравюра, на которой можно рассмотреть детали обряда. Путь молодых от «свадебного поезда» до алтаря устилали тканью, дорогими материями или холстом, в зависимости от достатка семьи. Перед алтарем новобрачные стояли, держась за руки, на особом подножии из ткани, под ноги им бросали шкурки соболей. После совершения обряда и обмена кольцами священник подносил новобрачным чашу с вином, из которой они пили попеременно. Пустой сосуд роняли на пол, и молодой муж должен был его растоптать, приговаривая:
«Так да падут под ноги и будут растоптаны все те, кто пожелают вызвать между нами вражду и ненависть».
После венчания традиционное свадебное «веселие» разгоралось с новой силой. Свадьба продолжалась три дня, и впереди еще было много важных обрядовых действий: пир в доме тестя и свекра, брачная ночь, ритуальное кормление молодых кашей, снятие покрывала с лица невесты, омовение молодых в бане и многие другие. Все они сопровождались многочисленными подарками – тесть одаривал зятя, а свекор и свекровь одаривали сноху, тесть присылал дары от новобрачной свекру, свекрови и родным молодого мужа, отец преподносил дары сыну, а свекровь – отдельно снохе, и, наконец, гости преподносили свои подарки молодым, а гостей и всех участников свадебной церемонии одаривали ширинками.
Автор — Ольга Соколова, зав. сектором Научно-экспозиционного отдела