«Говорящие стёкла» Эмиля Галле: ваза «Смоковница» — Блог Исторического музея

«Говорящие стёкла» Эмиля Галле: ваза «Смоковница»

В мировой истории художественного стеклоделия Эмиль Галле (1844 – 1904 гг.) является одной из ключевых фигур, без которой невозможно говорить о стекле эпохи модерн. Художник открывает новые эстетические возможности древнейшего материала, становится первооткрывателем, создателем и «проводником» новых форм и декоративных решений, воплощенных в новых технологиях. В его работах изысканная форма всегда заключает в себе глубокий символический смысл, «пробуждая идеи через воображение». Самым выразительным воплощением этого творческого кредо, несомненно, являются произведения, часть пластики и декора которых составляют цитаты любимых мастером поэтов: Ш. Бодлера, В. Гюго, М. Метерлинка. Э. Галле дал им название «Verreries parlantes» («Говорящие стекла»).

Ваза «Смоковница». Галле Эмиль. 1898 г.
Ваза «Смоковница». Галле Эмиль. Франция, 1898 г. На основании гравированная надпись: «Car tous les homes son les fils d’un même Pére. Ils sont la même la ime et sortent du même oeil. Victor Hugo». 
На ножке резная подпись автора: «Emile Gallé fecit … 1898».

Ваза «Смоковница» занимает  особое место в этом ряду. Надпись, помещенная на предмете, гласит:

«Ибо все люди  дети одного Отца. Они все те же слезы, исходящие из того же глаза».

Галле использовал цитату из стихотворения Виктора Гюго из сборника «Созерцания» («Les Contemplantions», 1854, Livre Premier, V).

Ваза декорирована изображением символа Христа, плодов и листьев смоковницы и слез, проливающихся снизу чаши. Символика этого декора восходит к евангельской притче о смоковнице:

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите»

(Св. Евангелие от Матфея, глава 21).

Первый вариант вазы «Смоковница» был изготовлен для экспонирования на парижском Салоне 1898 года. Изображение этого произведения было помещено в журнале «Искусство и художественная промышленность» за 1899 год в качестве иллюстрации к статье Жака Сореза «Художественное движение во Франции». На изображении вполне отчетливо видно, что в первом варианте все вставки маркетри были тонко проработаны линеарной гравировкой и, возможно, слегка позолочены. По-видимому, экземпляр коллекции Государственного исторического музея представляет собою самый ранний повтор вазы. Наиболее известный вариант этого произведения, хранящийся в Musée de l’École de Nancy, был изготовлен в 1900 году и экспонировался на Всемирной выставке в Париже, где Э. Галле  получил не только Гран-при, но и звание Командора Ордена Почётного легиона, что свидетельствует об абсолютном триумфе художника.

Эмиль Галле упоминает вазу «Смоковница» в знаменитом письме к Виктору Шампье о своем участии в Салоне, в котором декларированы основные постулаты своего творчества:

« Я настаиваю, будь то смешно или нет, на том, чтобы,  … подобно художнику средневековья, который опирался на веру и идеи,  …нанести на мои вазы тексты, и воспитывать моих покупателей этими надписями. Зачем отказывать декоратору в праве на либретто, которым может, не вызывая никаких возражений вдохновляться сочинитель музыки? Колокола, которые не доносят слов, прекрасных и серьезных, и не заставляют души трепетать, есть не что иное, как просто громкие звоны…

… смоковница роняет человеческие слезы в …чашу. «Ибо все люди дети одного отца. Это все те же слезы, исходящие из того же глаза». Кто говорит эти… слова? – Забытый Гюго. На его кубке из нашего ониксового стекла теплых расцветок я изобразил с болью и состраданием высокий знак Того, кто забыт еще в большей мере, и кто страдал и умер, чтобы обещать нам, что «Блаженны алчущие и жаждущие правды ради, ибо они насытятся». Вот, …мой дорогой друг,  …для какого причастия я изготовил этот кубок, настолько огромный и глубокий, насколько это только возможно».

Автор — Смирнова Елена, заведующая отделом керамики и стекла