Ради спасения Отечества принесённая в жертву Москва! — Блог Исторического музея

Ради спасения Отечества принесённая в жертву Москва!

Ларец - "ковчег", построенный Московским дворянским собранием для хранения жалованной грамоты Александра I Московскому дворянству. Пиверт Михаил. 1817 г.
Ларец — «ковчег», построенный Московским дворянским собранием для хранения жалованной грамоты Александра I Московскому дворянству.
Пиверт Михаил. 1817 г.

О героизме и славе священной столицы Москвы во время борьбы с
французским захватчиком расскажут символические изображения на серебряном ларце из собрания Музея Отечественной войны 1812 года, одного из зданий комплекса Исторического музея. Этот великолепный ларец был заказан по решению Дворянского депутатского собрания в июне 1817 года для хранения императорской жалованной грамоты Московскому дворянству, дарованной 18 января того же года во время празднования пятилетнего юбилея победы в Отечественной войне. Грамота содержала признательность москвичам и высокую оценку их заслуг:

«Дворянство Московской губернии явило ныне новый опыт усердия на пользу государства, пожертвовав всеми претензиями за припасы и вещи, взятые для войск наших в 1812 году».

Ларец поручили изготовить московскому мастеру Михаилу Пиверту, с которого была взята расписка сделать работу так, что «никакой художник знающий сие искусство, не мог указать какой-либо порок в его деле». Через год ларец был выполнен и представлен Московскому дворянскому Депутатскому собранию.

Вид лицевого барельефа с аллегорическими изображениями
Вид лицевого барельефа с аллегорическими изображениями

Ларец напоминает массивную архитектурную постройку, стоящую на лапах. На высокой крышке государственная символика – двуглавый орел на знамёнах. На лицевой стороне под орлом изображение вензеля императора Александра «АI» с лавровыми листьями, олицетворяющими победу. Еще одна интересная часть декора – вокруг крыши напаянные медальоны с городскими гербами московского уезда. Каждый медальон аккуратно обрамлен венком и увенчан короной. А в центре овальное изображение герба древней столицы Москвы. Нижняя часть ларца также хранит секрет: одна из его стенок выдвигается и открывает деревянный ящик, предназначенный для грамоты. На всех четырех стенках ларца чеканены аллегорические изображения, относящиеся к событиям Отечественной войны.

Один из самых интересных сюжетов помещён на барельеф передней стенки. В центре на высоком пьедестале в красивом длинном одеянии восседает богиня. Вероятно, этот образ олицетворяет Россию-победительницу. Над ее головой лавровый венок держит – «вестница победы» – Ника с широкими крыльями среди облаков. К ним обращена фигура девушки в античном одеянии, делающей записи, – муза истории Клио. Здесь же изображен бог времени и бесконечности Кронос. В руках он держит косу, символизирующую власть и силу. В левой части композиции от центральной фигуры три русских воина в доспехах и с трофеями – французскими знаменами. Их взгляды обращены на Россию-победительницу. Позади воинов крепостные сооружения, оружие и ядра.

Вид барельефа с изображениями феникса и пеликана
Вид барельефа с изображениями феникса и пеликана

На боковой стенке изображён феникс. В христианской традиции эта птица означает триумф вечной жизни, веру и воскрешение. Феникс возрождается из пепла, как и Москва перерождается после страшного пожара. Рядом с фениксом можно увидеть кормящего своих детей пеликана — образ самоотверженной родительской любви. По легенде, пеликан разорвал клювом собственную грудь, чтобы накормить голодных птенцов кровью. Так жители Москвы, подобно пеликану, пожертвовали городом во спасение
Отечества и на гибель неприятеля.

На боковом барельефе справа чеканены изображения Кремлёвских соборов и колокольни Ивана Великого. После оставления Москвы в сентябре 1812 года колокольня подверглась варварскому разграблению французской армии. Покидая столицу, Наполеон отдал приказ подорвать Кремль.

Вид барельефа с изображениями Кремлевских соборов и колокольни Ивана Великого
Вид барельефа с изображениями Кремлевских соборов и колокольни Ивана Великого

Под башни и здания крепости были заложены пороховые мины. Произошёл сильный взрыв, остались груды развалившихся зданий, однако полностью святыня российской государственности не была уничтожена: Кремль удалось спасти. Тогда шёл сильный проливной дождь, погасивший часть фитилей, а монахи вовремя тушили огонь и спасли свои обители.

На последнем барельефе чеканено изображение поклонения Агнцу, лежащему на жертвеннике. Согласно Откровению Иоанна Богослова, пророки, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, олицетворяющий Иисуса Христа. В христианской культуре Иисус приносит Себя в жертву ради человечества на Голгофе. Христианское понятие Агнца Божьего также связано с иудейской традицией  жертвоприношения пасхального ягнёнка.

Удивительный по исполнению ларец иллюстрирует один из важнейших для нашей страны сюжетов – принесение Москвы в жертву ради спасения Отечества. Сегодня великолепное произведение мастера Михаила Пиверта можно увидеть на постоянной экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года.

Источники:
1. Балязин В.Н., Казакевич А.Н., Кузнецов А.А., Соболева Н.А.
Символы, святыни и награды Российской державы. М., 2004.
2. Васькин А.А. Москва 1812 года глазами русских и французов. М.,
2012.
3. Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов
Российской империи. М., 1990.