Между Волгой и Доном раскинулись благодатные, богатые пастбищами степи, которые в XI-XIII веках облюбовали воинственные половцы. Они разоряли русские земли, грабили города и поселения, уводя в полон пленных. Повседневная жизнь этих людей окутана тайной. Но они оставили нам немых свидетелей своих подвигов и ритуалов – каменные изваяния.
Более 20 лет Степная археологическая экспедиция Исторического музея работает в Прикаспийских степях и Нижнем Подонье, на родине степных цивилизаций кочевников. Среди находок экспедиции – половецкие «бабы».
Что же это за загадочные скульптуры?
Раскапывая курган эпохи бронзы в западной части Калмыкии, сооруженный в середине 3 тыс. до н.э., мы с удивлением наткнулись на каменную голову. Это оказалась верхняя часть мужской сидящей фигуры, вырезанная из желто-серого песчаника, почти в полтора метра высотой.
Каменное изваяние оказалось вкопано в курганную насыпь вертикально, головой вверх, лицом на восток. Голова воина хорошо выделена, лицо округлое, с большими щеками, с круглым полным подбородком; глаза миндалевидные, выпуклые, небольшого размера. Половецкий мастер пытался «оживить» глаза, вырезав миндалевидные зрачки. На голове – полусферический шлем с навершием; в руках – цилиндрический сосуд; ступни ног изваяния упираются в приступку.
Элементы одежды не выделены, за исключением обшлага рукавов, которые показаны рельефными валиками. Предметы вооружения и другие детали отсутствуют.
Оказалось, что скульптура воина не просто была спрятана в насыпи кургана эпохи бронзы. Такая традиция существовала среди половецких племен на юге России. Курганы эпохи бронзы, на вершине которых стояли «каменные бабы», были святилищами средневековых степняков. Здесь совершали жертвоприношения и обряды. Иногда целые изваяния по каким-то причинам устанавливали вертикально в ямах на окраине древнего кургана и закапывали.
Обряды могли включать и разрушение статуй, поэтому часто можно найти их фрагменты. В 2016 г. экспедиция работала в с. Подгорное Ремонтненского района Ростовской области. Местный житель Ю.В. Инбулаев привез нам изваяние, которое он нашел в 90-гг. XX в. в местном карьере. Участник экспедиции минеролог Павел Калинин определил, что оно сделано из кварцевого крупнозернистого песчаника. Скульптура сохранилась не полностью, отбиты голова, шея на соединении с грудью, бедра и ноги. На всей поверхности изваяния сколы и выщерблины. Наиболее четко выделены руки, живот и нижняя часть чаши.
Каменные половецкие изваяния отражают сложные мифологические представления средневековых кочевников. Они могли стоять на вершинах курганов и быть центром открытых святилищ; их могли перемещать и даже скрывать, закапывая вертикально в узкие ямы в насыпи курганов – скорее всего тех, на вершине которых они первоначально стояли, но, возможно, иногда и в насыпях других курганов. Ритуальные действия могли включать обряд разрушения статуи и последующего его помещения в хаотичном или строгом порядке в такой яме. Обрядовые действия включали подношения или даже жертвоприношения.
Сотни лет прошли с тех пор, по бескрайним степным просторам раскинулись поля и пастбища, выросли новые города и поселки. Лишь кое-где еще видны древние курганы. А каменные изваяния воинственных средневековых кочевников переместились в Половецкий дворик Исторического музея и фонды отдела археологии, напоминая нам о многоликих страницах российской истории.
Авторы — Наталья Шишлина, Надежда Леонова