Шаль в модной картинке конца XVIII – первой четверти XIX вв. — Блог Исторического музея

Шаль в модной картинке конца XVIII – первой четверти XIX вв.

В конце XVIII – первой четверти XIX вв. и в России, и в Европе царствовала «нагая мода» («à la sauvage», т.е. «как дикарь»), ориентиром для которой служили памятники античного искусства. Особенно ярко эта мода сказалась на женском костюме – дамы, пытаясь уподобиться античным образам, одевались в платья с высокой талией, сшитые из тончайших тканей (батиста, муслина и др.). Фигуры дам, в легких однотонных платьях становились похожими на статуи.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1803 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж. 1803 г.

Полуобнаженное тело и легкие, струящиеся, красиво драпирующиеся ткани производили большое впечатление на современников. Русский мемуарист Филипп Вигель в своих «Записках» описал впечатление от танцующих модниц: «…они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете».

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1806 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.
1806 г.

Однако, у этой красоты была и обратная сторона. Легкие платья никак не были предназначены для холодного климата: осенние дожди и зимние морозы несли простуду модным дамам.

Н. Хайдельхоф. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «The Gallery of fashion». Великобритания. 1797 г.
Н. Хайдельхоф. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «The Gallery of fashion». Великобритания. 1797 г.

Слова Александра Герцена по поводу «нагой моды» приобрели широкую известность, многие были солидарны с его мнением: «Париж с бесчувствием хирурга, целое столетие под пыткою русского мороза, рядит наших дам, как мраморных статуй, в газ и блонды, отчего наши барыни гибнут тысячами, как осенние мухи; а наблюдательный Париж по числу безвременных могил определяет количество первоклассных дур в России».

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж. 1812 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж. 1812 г.

Печально известным стало имя княгини Екатерины Осиповны Тюфякиной (1777-1802). Эта молодая дама была столь хороша на балу в доме графа И.П. Салтыкова, что ее пожелала запечатлеть приехавшая в Россию французская художница Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Художница еще не успела закончить портрет, когда прекрасная княгиня скончалась от простуды.

Одним из способов защититься от холода, продолжая следовать моде, стало использование шали. Шаль – это предмет гардероба, представляющий собой кусок ткани прямоугольной или квадратной формы.

Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin».Германия, Лейпциг. 1804 г.
Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin».
Германия, Лейпциг. 1804 г.

Особенно популярны были кашмирские шали (из шерсти кашмирских коз). Шерстяная шаль должна была быть очень тонкой. Качественной шерстяной шалью считалась та, которую можно было бы продеть через женское кольцо. В конце XVIII века шали завозились в Россию из Англии (куда доставлялись из английской колонии- Индии) и Франции (куда привозились после Египетского похода Наполеона I).

Постепенно страны, охваченные «нагой модой», сами наладили производство теплых шалей для легко одетых модниц. В России шали стали производиться на мануфактурах Н. Мерлиной (Нижний Новгород), В. Елисеевой (Воронеж), Н.Б. Юсупова (Купавна, Московская губерния) и др.

В связи с тем, что шаль в начале XIX века стала неотъемлимой частью женского гардероба, она «проникла» и в любимые дамами журналы мод. На страницах модных изданий можно было увидеть шали разнообразных цветов и размеров.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1803 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж. 1803 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1803 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.
1803 г.

Также журнал мод сообщал дамам о манере носить шаль, ведь для этого требовалось особое умение. Согласно модным журналам шаль можно было накидывать на плечи, оборачивать ею руку, завязывать узлом и т.п.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1812 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.
1812 г.
Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»Германия, Лейпциг. 1802 г.
Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»
Германия, Лейпциг. 1802 г.

В иллюстрациях к модным журналам предлагались наиболее удачные цветовые сочетания шали и платья. Судя по предлагаемым картинкам, особая изюминка заключалась в контрасте платья и шали. Например, в журнале «Costume Parisien» мы можем видеть, насколько замечательно смотрелось белое платье в сочетании с красной шалью.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien»Франция, Париж. 1803 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien»
Франция, Париж. 1803 г.

Розовый тюрбан на голове дамы сочетает в себе два основных цвета ее костюма (белый и красный), а брошь с красным камнем (возможно, рубином), словно «аккомпанирует» шали, завершая цветовой ансамбль. В пояснении к картинке сказано «Turban de Brocard. Schall de drap», т.е. «Тюрбан из парчи. Шаль из драпа».

Н. Хайдельхоф. Модный дамский костюм. Лист из журнала «The Gallery offashion». Великобритания. 1796 г.
Н. Хайдельхоф. Модный дамский костюм. Лист из журнала «The Gallery of
fashion». Великобритания. 1796 г.

Встречаются и необычные колористические решения дамского костюма. Например, дама, изображенная на иллюстрации в журнале «The Gallery of Fashion» элегантно смотрится в серо-лиловом платье в сочетании с красной шалью, отороченной золотой тесьмой. В описании к этой иллюстрации сказано «Roman mantle of scarlet kerseymere richly embroidered all round in gold  and one end fastened one the right shoulder», т.е. «римская мантия из алого кашемира, богато расшитая золотом по кругу и закрепленная одним концом на правом плече».

Похожее цветовое сочетание платья и шали можно увидеть в предлагаемом бальном костюме (в журнале «Costume Parisien»): темно-серое платье словно оттеняет и подчеркивает красоту роскошной (возможно, кашмирской) красной шали с растительным декором.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.1804 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Франция, Париж.
1804 г.

Специфика модной картинки не дает возможности  точно определить ткань, из которой создана шаль, если нет дополнительных комментариев.

Тем не менее иллюстрации в модных журналах позволяют понять, что шаль можно было надевать и на бал, и на прогулку, и в гости.

Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»Германия, Лейпциг. 1805 г.
Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»
Германия, Лейпциг. 1805 г.
Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»Германия, Лейпциг. 1805 г.
Три модных дамских костюма. Лист из журнала «Leipziger Moden-Magazin»
Германия, Лейпциг. 1805 г.

Шаль придавала особую грациозность движениям дамы и плавность линий дамскому силуэту. Эта грациозность породила даже моду на танец с шалью.

Образ модницы конца XVIII-первой четверти XIX вв. был немыслим без шали. Модные журналы предлагали читателям прекрасную галерею образов дам, костюмы которых дополнялись изысканными шалями. Красивые контрастные шали, ниспадающие с плеч и трепещущие от порывов ветра, стали элементом хрупкого романтичного образа дамы той эпохи.

Библиография:

  1. Ванькович С.М. Костюм в плену эклектики. М., АВАТАР, 2015.
  2. Вигель Ф.Ф. Записки. М., Захаров, 2000.
  3. Герцен А.И. Состав русского общества. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.2.М., 1953.
  4. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье. М., Кучково поле, 2017.
  5. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М, ООО «Родина», 2006.