Неизвестная из Нанси — Блог Исторического музея

Неизвестная из Нанси

В 1905 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга проходила выставка русского портретного искусства, которая стала выдающимся событием в художественной жизни империи. По ее итогам при поддержке тогдашнего председателя Российского исторического общества великого князя Николая Михайловича был выпущен пятитомник под названием «Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича». В него вошли 1087 портретов из 2286 представленных на выставке. Все репродукции портретов были выполнены фотографами ателье К.А.Фишера. Публикация 1905-1909 годов не теряет ценности до сегодняшнего дня. Многие портреты известны только по сохранившимся фотографиям, т.к. многие оригинальные портреты утрачены или место их нахождения неизвестно.

Однако, иногда случаются счастливые находки. Судьбу одной из миниатюр, не вошедшей в издание, удалось установить не так давно.

В коллекции отдела изобразительных материалов Исторического музея хранится ряд фоторепродукций для «Русских портретов…». Среди них есть женский портрет, оригинал которого удалось найти благодаря случайно обнаруженному в сети интернет сообщению о посещении музея в Нанси (Франция, Лотарингия). В объектив камеры автора попала витрина с миниатюрами, где расположен портрет, который без сомнения является оригиналом фоторепродукции из нашего музея.

Неизвестная. Фишер Карл Андреевич (фотограф, владелец ателье). 1900-е гг.
Неизвестная. Фишер Карл Андреевич (фотограф, владелец ателье). 1900-е гг.

Коллеги из лотарингского музея любезно сообщили информацию, которая им известна по поводу этого экспоната. Портретная миниатюра с изображением неизвестной женщины в чепце с завязанным палантином (Portrait de dame inconnue à l’étole nouée) хранится в фондах музея с 1943 года. Ее передал в дар адвокат, член Археологического общества Лотарингии и коллекционер Анри Маркус (Henri Marcus, 1888-1960).

Анри Маркус (фрагмент). Фотография из статьи Un bienfaiteur du Musée Lorrain Henri Marcus. Неизвестный фотограф. 1927 г.
Анри Маркус (фрагмент). Фотография из статьи Un bienfaiteur du Musée Lorrain Henri Marcus. Неизвестный фотограф. 1927 г.

Он был увлечён историей, главным образом, военной. Но постепенно, круг его интересов расширялся. На публичных торгах и в небольших антикварных магазинах он приобретал живопись, керамику, документы, книги.

Миниатюрный женский портрет в экспозиции музея в Нанси – подписное произведение, работы знаменитого французского художника, миниатюриста и рисовальщика Ансельма Франсуа Лагрене (Anthelme François Lagrenée, 1774 – 1832).

Портрет неизвестной дамы в завязанном палантине (Portrait de dame inconnue à l’étole nouée). Ансельма Франсуа Лангрене (Anthelme François Lagrenée)
Портрет неизвестной дамы в завязанном палантине (Portrait de dame inconnue à l’étole nouée). Ансельма Франсуа Лангрене (Anthelme François Lagrenée)

В 1817 году художник приехал в Санкт-Петербург и работал для императора Александра I. Также он выполнял частные заказы. За восемь лет своего пребывания в России снискал огромную популярность в среде русской аристократии, исполняя миниатюрные портреты российской знати, отличавшиеся «похожестью» изображённого на оригинал. Миниатюры Лагрене хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в других собраниях.

К сожалению, так и не удалось пока установить кто же изображен на этом портрете. Специалисты из Франции не имеют по этому поводу никакой информации. На фоторепродукции из нашей коллекции есть надпись «У В. И. Гагарина».

Надпись на обороте портрета Неизвестной. Фишер Карл Андреевич (фотограф, владелец ателье). 1900-е гг. ГИМ
Надпись на обороте портрета Неизвестной. Фишер Карл Андреевич (фотограф, владелец ателье). 1900-е гг. ГИМ

Если судить по костюму, аксессуарам и прическе изображенной, портрет относится к середине 1820 – началу 1830-х гг.

Сравнительный анализ известных изображений женщин этого периода из семьи Гагариных не выявил явного сходства ни с одной из них. Имеющаяся надпись, к сожалению, несет исключительно информацию о владельце произведения.

В дальнейшем, кто знает, неизвестная обретет своё имя.

Источники и литература

– Pierre Marot, Un bienfaiteur du Musée Lorrain Henri Marcus // Le pays Lorraine. Revue trimestrielle illustrée. Quarante et unième année, 1960. – p. 129-131

– François Pupil, Oeuvre du musée publiée dans, La miniature, collections du Musée Historique Lorrain, Nancy, Presses Universitaires de Nancy et Ed. du Pays Lorrain, Nancy, 1993. – p. 108, №122