Художник и реставратор Николай Иванович Подключников (1813–1877) — один из ярких представителей крепостной интеллигенции, художник и реставратор.
Происходил из потомственной семьи иконописцев и живописцев, до 1839 года был крепостным графа Д. Н. Шереметева, жил в его подмосковной усадьбе «Останкино». Несомненный талант живописца позволил Подключникову получить профессиональное образование: в 1833–1839 гг. учился в Московском художественном классе, организованном Обществом любителей художеств. По окончании обучения по ходатайству почетного председателя Общества любителей художеств князя Д. Н. Голицына получил вольную. Получив звание свободного художника, Подключников переехал в Москву. В 1842 году ему был выдан паспорт «на свободное в России прожитие».
Попав в иную социальную и культурную среду, Подключников получил возможности к совершенствованию своего мастерства и расширению художественного кругозора. Он познакомился с коллекционерами и любителями живописи. Плохое состояние многих полотен в частных собраниях породило в художнике страстное желание спасать картины от гибели, что в свою очередь инициировало занятие мастера реставрацией памятников. Его опыт получил одобрение знатоков, а сам Подключников приобрел известность как профессиональный реставратор живописи и иконописи. Художник также увлекся собирательством и составил собственную коллекцию картин (около 200 произведений), икон, археологических находок, предметов декоративно-прикладного искусства.
Творчество Подключникова относится к жанру перспективной живописи, который включает изображение архитектурного пейзажа и интерьера, причем и в том и в другом случае художник обычно изображал реальных людей. Интерес художника к жанрово-бытовой тематике отражает характерные черты живописи 1830-1840-х гг.
Работы Н. И. Подключникова хранятся в Государственном Русском музее, музее «Останкино», музее Тропинина, Государственном литературном музее, однако значительная их часть (9 полотен), включая самые важные для его творчества, — в Государственном историческом музее. С ГИМом художника связывают не только полотна в коллекции музея — в 1900-х гг. в Историческом музее работала невестка художника, жена его сына Ивана Николаевича, — Анна Петровна Подключникова, освоившая секреты реставрации под руководством мастера и ставшая первой женщиной-реставратором в России, и её дочь Анна Ивановна — художник-керамист и реставратор.
Для понимания личности и творчества художника чрезвычайно важна картина «Интерьер квартиры художника Н. И. Подключникова» (1850-е гг.). В картинной галерее художника стены от пола до потолка увешаны картинами, отысканными и любовно отреставрированными хозяином, в верхнем ряду в центре можно разглядеть и его собственное произведение — «Вид Покровского собора в Москве со стороны Москворецкого спуска». На мольберте слева — картина Корреджо (из собрания А. И. Лобкова), отреставрированная Подключниковым. В интерьере изображены люди, объединенные общей любовью к искусству и старине: дети художника, занятые рисованием (справа от мольберта сын Дмитрий; в проеме двери справа Иван и Николай), брат — художник Алексей Иванович Подключников (в проеме двери слева, с большой иконой «Богоматерь Казанская» в руках). На переднем плане (слева направо, согласно надписи на обороте картины): «старообрядец Соловьев» (слева от мольберта), цензор, историк и искусствовед И. М. Снегирев (справа от мольберта), сам хозяин Н. И. Подключников, его дочь Елизавета Николаевна Подключникова, профессор скульптура Н. А. Рамазанов, художник Е. И. Маковский, который знал Н. И. Подключиникова с первых лет учебы в Московском художественном классе, отец художников Константина, Николая и Владимира Маковских; священник Дмитрий Иванович Владиславлев и его сын дьякон Иван Владиславлев (оба из церкви Космы и Дамиана в Кадашах, у Малого Каменного моста; не сохранилась). В круг изображенных вошли лица, с которыми художника связывали его живописные и реставрационные работы.
В отличие от художественного наследия реставрационная деятельность Николая Ивановича до сих пор была известна только по письменным источникам и литературе. Никаких материальных памятников, иллюстрирующих его работу реставратора, не сохранилось: многие открытые им памятники были реставрированы позднее и утратили следы предшествующих работ.
Используя навыки, полученные в детстве в иконописной мастерской Останкина, а также опираясь на собственные опыты размягчения и удаления позднейших красок на картинах и иконах, Подключников изобрел реактивы и способы их применения, которые тщательно оберегал от чужих глаз как профессиональную тайну. Это давало художнику монопольное право на реставрацию почти всех ценных произведений живописи в Москве и подмосковных городах и монастырях. Суть выработанной методики заключалась в аккуратной расчистке двух-трех слоев записей и покрытии иконы мастичным лаком (а не олифой, как было принято у иконописцев).
К середине XIX века за Подключниковым прочно закрепилась слава хорошего реставратора, и в 1850–1860-е гг. ему поручались ответственные работы, получившие тогда широкую известность. Художник реставрировал картины в крупных московских собраниях — генерала Голохвастова, графа Закревского, графа Шереметева, получал приглашения также в Петербург и другие города. Реставрировал иконы в московских Успенском и Архангельском соборах, церкви Спаса на Богу, Серпуховском женском монастыре, иконостас церкви в с. Васильевском Шуйского уезда Владимирской губернии (знаменитый «Васильевский чин» круга Андрея Рублева) и другие.
Приглашение Подключникова для реставрации икон Успенского собора в Московском Кремле состоялось по рекомендации митрополита Филарета, которому в свою очередь художник был, вероятно, представлен именно А. И. Лобковым, находившимся в дружеских отношениях с Филаретом.
«…Художник Подключников еще прежде настоящего дела известен был и мне своим искусством, — писал Филарет Синоду по ходу реставрации. — Взяв, между прочим, из одной приходской церкви древнюю икону, он показывал мне ее тогда, как часть ее была им очищена и представляла явственные черты изображения, а другая оставалась еще покрытою поправочным слоем и скипевшимся с пылью и почерневшим лаком, с едва приметными чертами образа. Причем ясно можно было видеть, что дело состояло не в возобновлении образа красками, а только в снятии покрывавшей его коры» .
Московская синодальная контора предложила Подключникову показать свое умение и после успешно проведенного испытания обязала его работать под наблюдением комиссии, состоявшей из отца и сына Владиславлевых, священника и диакона церкви Космы и Дамиана в Кадашах (именно они изображены на картине «Интерьер квартиры художника Н. И. Подключникова», причем один из них держит в руках икону Спаса Нерукотворного), которые должны были вести учет икон и журнал их расчистки с приложением необходимой документации. Реставрация началась в марте и закончилась в августе 1852 года. За это время Подключников расчистил и восстановил 100 икон за исключением пяти наиболее древних и почитаемых образов, находившихся в местном ряду иконостаса. Скорее всего, он работал не один, а с помощниками, которым поручал простейшие операции.
Подробности о ходе «возобновления» икон Успенского собора, обсуждении знатоками древнерусской живописи и старообрядческими мастерами-иконописцами итогов реставрации содержатся в специальном донесении Святейшему Синоду московского митрополита Филарета, 10 мая 1852 года. В перечне реставрируемых икон значится «икона Спасителя, стоящая над дверьми в придел Димитриевский» в южной части иконостаса. Икона, находящаяся на данном месте с 1627 года и по настоящее время, хорошо известна: это «Спас (Спас Ярое око)», Москва, середина XIV века.
В опубликованном в 2007 году каталоге Музеев Московского Кремля указано, что в 1852 году образ был расчищен Н. И. Подключниковым, снявшим три слоя записи, но при этом частично оставившим слои живописи, относящиеся к разным эпохам. В 1875 и 1894–1895 гг. иконы Успенского собора были вновь записаны, а при вторичной расчистке в советское время следы реставрации середины XIX века никак не выделялись и не фиксировались.
Когда в 1918–1919 гг. икона проходила реставрацию в Комиссии по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи, в реставрационных дневниках того времени было указано, что с левого нижнего поля памятника была снята надпись: «Лѣта АѠНВ / 1852/ от рождества Бга Слова, с благословения московского митрополита Филарета, после снятия двух слоев краски, открыт сей иконы оригинал, художником Николаем Ивановымъ Подключниковымъ».
Художник, оставивший памятную надпись на иконе, также выполнил уменьшенную копию образа, которую удостоверил авторской надписью по тому же формуляру:
«[Лѣта АѠНВ / 1852/ от рождества Бга Слова, с] благословени[я] Моск. Митрополита Филарета послѣ снѧтіѧ [двух] слоевъ краски открытъ сей иконы оргиналъ художникомъ Николаемъ Подключниковымъ».
17 апреля 2023 года икона-копия «Спас Ярое око» была торжественно передана в дар Историческому музею. Музей выражает признательность председателю совета директоров ООО «Меркатор Холдинг» Станиславу Юрьевичу Николаеву за преподнесенную икону, которая стала важным пополнением музейного собрания. Уникальный артефакт — редчайший пример художественной фиксации проведенных реставрационных работ — расширяет научные представления о творчестве живописца-реставратора.
Икона-копия представляет то состояние оригинала, его цветовую гамму, которые были получены в результате реставрации Подключникова, и является своего рода живописным итогом раскрытия почитаемого образа.
По материалам экспертного заключения Юхименко Е. М. ««Икона „Спас Ярое око“ — уменьшенная копия знаменитой иконы XIV в. из Успенского собора Московского Кремля» Художник Н. И. Подключников». 2022