Украса
Женские головные уборы в России можно было считать своеобразными географическими идентификаторами. Потому что в каждой местности был свой наряд, отличавшийся от других если не кроем, так конструкцией или отделкой. Так, тульскую сороку, считают этнографы-исследователи, спутать нельзя ни с одним головным убором из другой губернии. Украса — не менее колоритный головной убор. В нем особую роль играют элементы украшения, украсы. В собрании ГИМ хранится украса из Тульской губернии, которой более полутора веков. Это девичий головной убор — верх украсы не закрывает волосы. Украса — головная повязка из галуна (плотной тканой ленты), на которую нашит декор. В нашем случае это розетки из зеленой и красной лент, на которые нашиты блестки. Основа конструкции — галун, обшитый золотой бахромой с двух сторон и черной плетеной тесьмой с блестками. Наверху — голубая вышитая лента, заложенная вертикальными складками. Внизу, под бахромой, лента зеленая, она почти не видна. Снизу же по краям галуна под золотой бахромой пришита бахрома серебряная, на которую нашиты блестки. К концам галуна и зеленой ленты пришиты завязки: голубая лента, подобная украшающей верх головного убора, и две из малинового штофа.
Тульская девичья украса попала в Исторический музей в составе коллекции «Собрания русской старины» Н. Л. Шабельской и ее дочерей — Н. П. Шабельской и В. П. Сидамон-Эристовой, как и женская сорока.
Сорока
Головной убор тульской крестьянки конца XIX — начала ХХ века напоминает конструктор. Он собирался из нескольких элементов, у каждого из которых был свой функционал. Вот и сорока из села Заречного Новосильского уезда Тульской губернии состоит из более чем из десяти деталей. Сорока — это верхняя часть убора в форме шапочки, из красного штофа. Впереди на ней — очелье, выполненное в технике золотного шитья (серебряными и металлическими позолоченными нитями). Оно заключено в рамку из полосы черного бархата, на которую нашит белый и прозрачный бисер. Кичка (форма сороки) походит на копытце, сделана из простеганного холста. Затылочная часть заканчивается позатыльником с колодкой, расшитой золотными нитями с включением мелкого разноцветного бисера. Снизу колодка дополнена оборкой из шелковых лент. Поверх позатыльника пришит плиссированный задник из разноцветных лент. Шелковая, сложенная в несколько раз красно-узорная лента прикреплена к навершию головного убора. Она спускается на спину.
Отдельно к сороке еще полагаются опушины (два пушка из гусиного пуха, прикреплялись по сторонам налобника), налобник (полоса, унизанная черным и белым бисером) и пара перышек.
Сложносочиненный головной убор и впрямь напоминает нарядную сороку с длинным хвостиком роль которого играют ленты.
Праздничный головной убор
В этом головном уборе соединились характерные особенности кокошника и сороки: округлое навершие и широкий, слегка сужающийся к затылку околыш, к которому с боков и сзади пришита оборка.
Экземпляр конца XIX века из собрания Исторического музея — составная часть повседневной одежды крестьянки села Кирики Новосильского уезда Тульской области. Уезд с Кириковской волостью, в которую входило в 1890 году пять деревень, находился на границе с Орловской губернией, в 1925-м стал частью Орловской губернии, а затем и области. Особенности села отмечены в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (1895 г.):
«Означенное село, отстоящее от Тулы на 130 верст и от Новосиля на 22 версты., лежит хотя и не при реке, но в местности лесистой и с хорошею ключевою водою. Кроме села, в состав прихода входят следующие деревни: Маслово, Хворостянка, Варваринка, Глебовка и Новосергиевка. Всего населения в приходе крестьян-собственников числится 1017 мужчин и 1047 женщин».
Головной убор, в Кириках — видоизмененную сороку, носили женщины замужние, как по праздникам, так и в будние дни. Наш — очевидно праздничный: шит из оранжевого цвета кашемира, ткани шерстяной и недешевой. Спереди по краю околыша нашито семь рядов цветных бус, между бусинами — блестки и бисер. Оборка, прикрывающая низ затылка и шею, собрана из четырех рядов лент и тесьмы с нашитыми на нее мелкими пуговками и блестками, по низу — зубцы из бисера. У висков — короткая бахрома из черной бумаги и черного бисера и кисти из разноцветных бус, стекляруса, бисера. Донышко головного убора тоже обильно украшено пуговками, бисером и блестками. Есть и конструктивные особенности: в донышко, в место соединения с околышем, подложен жгут из свернутого холста, придающий сороке объем.
Чепчик
Детской шапочке из собрания ГИМ — больше ста лет. У чепчика — а это именно чепчик — интересная история.
В конце XIX — начале ХХ века принадлежал он жительнице деревни Ливны Крапивенского уезда Тульской губернии, дочери Дарьи Дмитриевны Плужиновой, девочке пяти-шести дет. В ГИМ попал в середине ХХ века вместе с рубахой и сарафаном.
Сшит из ярко-красной ткани полотняного переплетения — кумача. Головной убор украшают разноцветные шелковые ленты в виде оборок и розеток, тесьма. Чепчик расшит пуговицами разного размера и блестками, на лицевой стороне пришиты бусины. У шапочки подкладка из самой простой ткани — миткали.
В российской культурной традиции в первой половине — середине XIX века чепец, или чепчик показывал не только семейное положение женщины, которая не могла выходить в люди простволосой, но и время дня: как правило, молодые женщины носили чепец с утра до вечернего выезда в театр или прием; лишь дамам очень серьезного возраста позволительно было выезжать в чепцах, да и то в специальных, на балы.
Для простолюдинок, чепец-чепчик, ка к и шляпа, означал более высокое социальное положение и материальный достаток.