Расписные сундуки. Часть II: библейские сюжеты и образы фольклорной архаики — Блог Исторического музея

Расписные сундуки. Часть II: библейские сюжеты и образы фольклорной архаики

Русские расписные сундуки XVII– XVIII вв. в собрании Исторического музея поражают разнообразием сюжетов и тем, представленных на крышках и, порой, стенках изделий. В первой части нашего материала мы рассматривали притчево-назидательные сюжеты. Сегодня обсудим другие основные группы сюжетов, одну из которых составляют библейские темы.

Библейские сюжеты.

Несмотря на обмирщение культуры в XVII столетии, традиционное православное мировоззрение в XVII – XVIII вв. по-прежнему оказывало заметное влияние на искусство. Библейская тематика была близка живописцам, расписывавшим сундуки, в ней они черпали вдохновение для своих произведений. Как правило, изображения на библейскую тему на сундуках не сопровождались пояснительными надписями, так как были хорошо знакомы и понятны современникам.

На крышке одного из сундуков великоустюжским художником выполнена композиция «Самсон, раздирающий пасть льва». Самсон – один из самых узнаваемых персонажей изобразительного искусства русского Средневековья. Сама тема была популярна и часто использовалась художниками в росписях на коробьях и сундуках. Интересно, что в облике героя нет никаких признаков библейского персонажа – он одет в нарядную красную рубаху и узорные порты, заправленные в красные сафьяновые сапожки. Художнику удалось мастерски передать ощущение движения, динамику борьбы: фигуры человека и зверя, птиц и стеблей растений словно бы слились в едином порыве.

Сундук с композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». Русский Север. Конец XVII-начало XVIII в. Сосна, железо, ковка
Сундук с композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». Русский Север. Конец XVII-начало XVIII в. Сосна, железо, ковка

Сундук с композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». Русский Север. Конец XVII-начало XVIII в. Сосна, железо, ковка

Сундук с композицией «Самсон, раздирающий пасть льва». Русский Север. Конец XVII-начало XVIII в. Сосна, железо, ковка

Порой на сундуках изображали христианские символы. На одном из сундуков начала XVIII века представлен крест. Существует многообразие форм креста и его декоративных вариантов, в данном случае греческий крест изображен именно в такой форме, которая часто употребляется в орнаментах. Вокруг креста все пространство заполнено сложным растительным узором.

Сундук-укладка с изображением креста. Россия. XVIII в. Дуб, железо, бумага, слюда, ковка, просечка, роспись, золочение (позолота).

Сундук-укладка с изображением креста. Россия. XVIII в. Дуб, железо, бумага, слюда, ковка, просечка, роспись, золочение (позолота).
Роспись крышки

Сюжеты фольклорной архаики.

Одна из самых многочисленных групп росписей на сундуках – сюжеты фольклорной архаики. Народное искусство тяготело как ко многим христианизированным сюжетам, так и к древнегреческим мифам. Грифоны, кентавры, сирины – эти заимствованные образы стали частью русской культуры. При этом фольклорная традиция была чрезвычайно консервативна, и творчество живописцев было связано с определенными каноническими нормами. Иногда изображения сопровождаются надписями, в которых дается определение образа или его основные характеристики.

На многих росписях запечатлена птица Сирин – один из любимейших персонажей фольклора. Иногда она изображалась парной к птице Алконосту. По сказанию XVII века, Алконост пребывает близ рая и когда поет, то сама себя не ощущает. Однако любой услышавший пение Алконоста забывает обо всем на свете, настолько очарован его слух.

На одном из сундуков начала XVIII века изображена птица Сирин с короной на голове. На маленькой голове птицы-девы можно видеть тонкие черты девичьего лица, а ее крылья с розоватым оперением широко распростерты. Пышный растительный орнамент превращается в обрамление в виде сердца вокруг сказочной птицы. Широкие борта крышки сундука декорированы росписью, имитирующей малахит и яшму. Сам дубовый сундук снаружи обит полосами гладкого металла и окрашен в зеленый цвет. В центре крышки и на ключевине замка расположены накладки из узорно-просечного железа с изображением льва и единорога среди растительных побегов. Характер росписи, а также богатый металлический убор этого сундука дают основания предполагать, что изделие было предназначено зажиточному заказчику.

Сундук. Россия. Начало XVIII в. Дуб, железо, ковка, просечка, окраска, роспись.
Сундук. Россия. Начало XVIII в. Дуб, железо, ковка, просечка, окраска, роспись.

Сундук. Россия. Начало XVIII в. Дуб, железо, ковка, просечка, окраска, роспись.

Сундук. Россия. Начало XVIII в. Дуб, железо, ковка, просечка, окраска, роспись.

Очень интересна роспись крышки сундука из Великого Устюга конца XVII века. В верхней части многофигурной и сложной по смысловому значению композиции изображены два Сирина в круглых клеймах, между которыми представлены две птицы. По двум нижним углам помещены изображение стреляющего Кентавра и композиция «Птица терзающая». Внизу по центру – разбегающаяся в разные стороны пара оленей.

В большинстве случаев в подобных композициях кентавр является главной фигурой. Чаще всего – это Полкан, весело скачущий по горкам. Однако на рассматриваемом сундуке кентавр – второстепенный образ и выступает в роли стрельца. То же относится и к сюжету «Птица терзающая», который обычно был главной темой росписи на сундуке. В этом необычном изделии основными персонажами являются Сирины, значение и роль которых подчеркивается заключением этих образов в клейма. Удвоение этих образов, вероятно, должно было увеличить их сакральную силу. Великолепная роспись свидетельствует о высокой цене этого сундучного изделия.

Крышка сундука. Россия. Конец XVII в.
Крышка сундука. Россия. Конец XVII в.

Вторым любимейшим персонажем русского изобразительного фольклора, кроме Сирина, был лев. Ему посвящена роспись на крышке сундука, представленного ниже. Царь зверей, символ мощи, благородства, защиты и бесстрашия, представлен в движении, бегущим среди цветущего райского сада. Изображения льва украшали в ту эпоху не только сундуки, но и лицевые рукописи, ювелирные изделия, интерьеры и фасады русских храмов и домов.

Сундук-подголовок. Россия. Береза, железо, ковка, просечка, роспись.
Сундук-подголовок. Россия. Береза, железо, ковка, просечка, роспись.
Сундук-подголовок. Россия. Береза, железо, ковка, просечка, роспись.
Роспись крышки

Литература:

Н. Н. Гончарова. «Русские расписные сундуки XVII — XVIII веков в собрании Исторического музея». М.: Исторический музей, 2018.