О героях и экспонатах. Часть II — Блог Исторического музея

О героях и экспонатах. Часть II

Памятник Минину и Пожарскому

Работа над памятником не прерывалась даже во время Отечественной войны 1812 года. Монумент, воспринимался современниками не только как дань уважения национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в войне с Наполеоном. В одном из ранних описаний произведения И.П. Мартоса есть такая фраза:

«Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох»

Важнейшим этапом создания памятника должна была стать отливка из бронзы. Для этой ответственной работы И.П. Мартос выбрал лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить две колоссальные фигуры, круглый щит, плинт и два барельефа для пьедестала.

После тщательной подготовки 5 августа 1816 года в литейной мастерской состоялась отливка скульптурной группы. И.П.Мартос писал о моменте рождения своего произведения:

«Медь плавилась 10-ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение ее в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно».

Отливка скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один прием была уникальной не только для России, но и для Европы.

21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с восторгом, но особенно торжественно – в Нижнем Новгороде. 3 сентября он наконец прибыл к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.

Скульптурное изваяние водрузили на почти четырехметровый постамент, по двум сторонам которого укрепили барельефы, изображающие сражение ополченцев с захватчиками и сбор народных пожертвований на снаряжение ополчения. На втором барельефе слева Мартос изобразил себя в виде безбородого мужчины, отдающего в ополчение двух сыновей. Так подчеркивалась преемственность исторических событий – окончание Смутного времени в 1613 году и изгнание наполеоновской армии из России в 1812 году.

Осенью 1817 года было принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади» и утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

20 февраля 1818 года состоялась церемония открытия:

Парад на Красной площади 20 февраля 1818 года по случаю открытии
памятника Минину и Пожарскому
Гравер А. Афанасьев. Конец 1810-х гг.

«…во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем». В мероприятии приняли участие император Александр I, императрица Елизавета Алексеевна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Перед только что открытым памятником прошел грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».

Минуло столетие. Летом 1931 года монумент, ставший помехой для военных парадов и демонстраций трудящихся, передвинули со своего исторического места к Покровскому собору.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Фотограф А.С. Мазурин. 1900-е гг.

 За 200 лет памятник национальным героям России стал свидетелем множества событий на Красной площади – коронационных торжеств и революционных потрясений, народных гуляний и траурных мероприятий. В ноябре 1941 года по брусчатке Красной площади уходили в бессмертие защитники столицы. На подвиг во имя спасения Отечества их напутствовали народные герои – гражданин Минин и князь Пожарский.