Завершаем разговор о расписных сундуках из коллекции Исторического музея. В последнем материале этой серии предлагаем вам рассмотреть еще три вида сюжетов, характерных для росписи сундучных изделий в XVII – XVIII веках.
Парные изображения
Весьма популярны были сюжеты с парными изображениями. Длительное бытование вариаций подобных композиций, которые очень хорошо отражали предметную среду, быт и человеческие отношения той эпохи, превращает сюжеты с парными изображениями в важный источник историко-культурных исследований. В позднесредневековом варианте XVII века изображение пары можно назвать «Молодец – девица», а в XVIII веке уже «кавалер – дама». Парные изображения в XVIII столетия становятся более свободными, не такими церемонными и чинными, художники начали подчеркивать кокетливые позы дам, кроме того, наблюдаются попытки выстроить второй план.
На внутренней поверхности крышки сундука-подголовка изображена стоящая у стола молодая пара в характерных для XVII в. одеждах. Девушка наряжена в богатое верхнее платье, отделанное камнями, и высокую горлатую шапку – традиционный мужской и женский головной убор боярства; на ее ногах сапожки на высоких каблучках; в руках девица держит клубок. Юноша облачен в нарядную рубаху и порты, на голове круглая шапочка с отворотами; в руках держит гусли. пара стоит, взявшись за руки, у накрытого стола-скамьи, на котором находятся кувшинчик и клубок. Пара заключена в круглое клеймо, пространство за которым заполнено растительным орнаментом и изображениями птиц.
Ниже – холмогорский сундук, на передней стенке которого помещен сюжет «Кавалер и дама с веером». Молодые люди одеты по последней моде начала XVIII века. Кавалер в красном однобортном кафтане без воротника, штанах кюлотах, красных чулках, туфлях на каблуках с пряжками; в шарфе и парике «аллонж» с круто завитыми локонами. На даме светлое украшенное по подолу лентой платье с глубоким декольте; на голове у нее парик, а в руках дама держит веер. Реалистичные детали модных костюмов говорят о том, что художник хорошо знал столичную моду.
Сюжеты с изображением героев и значительных персон
Это еще одна интересная группа сюжетов. В ней можно выделить два варианта: 1) почитаемые и любимые герои древних преданий или фольклорные персонажи; 2) изображения представителей правящей династии или важных особ. Когда мастера представляли в росписи героя древних преданий, они делали его образ обобщенным, без реальных проявлений индивидуальности. Персона героя, прежде всего, определялась на основании того, насколько его характер, личные качества и вид деятельности поддавались освоению народнопоэтической традицией.
Одним из ярких примеров произведения из этой группы служит сундук-подголовок с изображением Александра Македонского. На устюжском сундуке конца XVII в. он выглядит как былинный богатырь: в короне и с мечом в руках, на белом коне с пышным пером-султаном в гриве. Отважный всадник обладает особой статью и красотой. Автор в своем произведении демонстрирует мастерство, чувство масштаба, вкус, колорит.
Сюжеты с изображениями символов, эмблем и аллегорий
Напоследок рассмотрим эту небольшую группу сюжетов. Для бытовых крестьянских предметов XVII века подобные композиции не характерны, сундуки ими украшались редко. Однако в XVIII столетии, когда по указу Петра I был составлен и напечатан сборник изображений символов и эмблем, эта тема входит в моду.
Этот сборник, «Символы и эмблематы», стал подспорьем для росписи одного из сундуков второй половины XVIII века. Каждая композиция заключена в широкую красную рамку и сопровождается номером и надписью, не всегда полностью соответствующей источнику, но точной в передаче основной идеи. Надписи поясняют сюжет, например, на первом клейме написано «Доколе сим себе помню», на втором – «Любовь нераздельная», а подпись на третьем сообщает «Злато сильнее любви». По сборнику «Символы и эмблематы» можно сделать вывод, что на втором клейме в верхнем ряду изображены Гермафродит и Салмация. Салмация, или Салмакида – это персонаж древнегреческой мифологии, нимфа, влюбившаяся в Гермафродита. Она попросила богов навеки соединить ее с любимым. Желание нимфы было исполнено: Гермафродит воспылал ответными чувствами, и они объединились в одно существо.
Литература:
Н. Н. Гончарова. «Русские расписные сундуки XVII — XVIII веков в собрании Исторического музея». М.: Исторический музей, 2018.