5 необычных экспонатов Золотой кладовой — Блог Исторического музея

5 необычных экспонатов Золотой кладовой

Обновлённая экспозиция Золотой кладовой Исторического музея — это коллекция памятников археологии, оружейного дела, нумизматики, книжной культуры, письменных источников, созданных из золота и с его применением. В трёх разделах представлены более 400 шедевров церковного искусства, жалованных и мемориальных изделий, предметов роскоши и модного быта. Их широкий хронологический обзор от археологической древности до начала XX века позволяет создать целостное впечатление о значении художественного опыта, религиозных ценностей и национальных традиций в истории России.

Создание Особой кладовой началось в 1905 году, когда коллекция П. И. Щукина была передана в дар Историческому музею. С тех пор драгоценное собрание регулярно пополняется и сейчас насчитывает уже более 30 тысяч предметов.

Чарка Петра Великого
Чарка Петра Великого

Один из самых известных памятников Особой кладовой — чарка, собственноручно выточенная Петром I. Многие посетители музея наверняка помнят этот уникальный экспонат в оправе из червонного золота с 350 бриллиантами и алмазами. Но сегодня мы предлагаем вашему вниманию 5 новых памятников, которые можно увидеть в экспозиции Золотой кладовой.

«Солнцевский сервиз»

Сервиз великого князя Константина Николаевича. Императорский фарфоровый завод. 1848 г. По проекту Ф.Г. Солнцева, 1847-1848 гг. Россия, Санкт-Петербург 1848 г. Фарфор, бронза; надглазурная роспись, золочение
Сервиз великого князя Константина Николаевича. Императорский фарфоровый завод. 1848 г. По проекту Ф.Г. Солнцева, 1847-1848 гг. Россия, Санкт-Петербург 1848 г. Фарфор, бронза; надглазурная роспись, золочение

Сервиз в «русско-византийском» стиле заказан по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I, с дочерью герцога Саксен-Альтенбургского великой княгиней Александрой Иосифовной. Сервиз стал одним из первых произведений этого стиля в декоративно-прикладном искусстве. В его декор включены картуши с монограммой великого князя Константина Николаевича «ВККН» и двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.

Колты

Колты (височные подвески) калачевидные (один с ушками) VI в. н.э. Золото, альмандины; литьё, ковка, зернь, пайка, перегородчатая инкрустация
Колты (височные подвески) калачевидные (один с ушками) VI в. н.э. Золото, альмандины; литьё, ковка, зернь, пайка, перегородчатая инкрустация

Колты — височные подвески, спаянные из двух половин, богато декорированные узорами из зерни, в центральной части имеют напаянные перегородки, в которые когда-то были помещены инкрустации — плоские, гладко отшлифованные пластинки граната. Такая техника декора носит название клаузоне или перегородчатая инкрустация. Предметы, так называемого гранатово-золотого стиля, декорированные в технике клуазоне, являются отражением моды, зародившейся в Европе в эпоху Великого переселения народов и продолжавшей существовать в последующее меровингское время. Это была мода варварской знати самого разного происхождения. Изделия гранатово-золотого стиля имели широкое распространение и не были исключительной принадлежностью какого-либо одного этноса: гуннов, готов, гепидов, алан и других, принимавших участие в сложных процессах рождения нового мира на территории Европы конца IV-VII вв.

Герб князей Долгоруковых

Фирма И. П. Хлебникова. Родовой герб князей Долгоруковых. 1885 г.
Фирма И. П. Хлебникова. Родовой герб князей Долгоруковых. 1885 г.

Герб помещался на верхней доске серебряного ларца, поднесенного по случаю двадцатилетия службы генерал-адьютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова в должности московского генерал-губернатора в 1885 году от служащих в московских губернских учреждениях. Управлявший Москвой в течение 25 лет, Долгоруков снискал всероссийскую популярность широкой благотворительностью и заботами о благоустройстве первопрестольной столицы. Москвичи называли его «хозяином Москвы» и ценили хлебосольство, радушие, широкую доступность князя.

До 1891 году ларец находился в собственности князя, а затем в составе большой коллекции подносных вещей Долгорукова поступил по завещанию в Московский Публичный Румянцевский музей. Снятый с него герб в 1929 году поступил в основной фонд ГИМ. Реликвия экспонируется впервые.

Монстранция

Монстранция. Мастер К.М. Бояновский Россия, Санкт-Петербург 1867 г. Серебро; чеканка, золочение
Монстранция. Мастер К.М. Бояновский Россия, Санкт-Петербург 1867 г. Серебро; чеканка, золочение

Монстранция (дароносица) — в римско-католической церкви священный сосуд для торжественного выставления перед верующими евхаристического хлеба (Тела Христова) и для несения Святых Даров во время процессии в известные праздники. Впервые монстранции появились в Германии и Франции в XIV веке как результат распространения особого почитания Иисуса Христа, реально присутствующего в Евхаристии, и установления праздника Тела Христова.

Имеет вид звезды с расходящимися в стороны лучами и могла быть выполнена из золоченой бронзы, серебра или золота. В середине звезды — прозрачное окошко, закрытое с обеих сторон стеклами, между которыми помещается гостия (евхаристический хлеб).

Звезда ордена Св. Александра Невского алмазной огранки

Звезда ордена Св. Александра Невского алмазной огранки. Никольс и Плинке. XIX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, монтаж, пайка, горячая эмаль, алмазная грань
Звезда ордена Св. Александра Невского алмазной огранки. Никольс и Плинке. XIX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, монтаж, пайка, горячая эмаль, алмазная грань

Появление третьего (первый — орден Святого Андрея Первозванного, второй — орден Святой Екатерина) ордена в российской наградной системе также связано с именем Петра I, решившего учредить орден в память великого полководца Александра Невского. Однако его официальное учреждение состоялось 21 мая 1725 года, уже после смерти императора. Жаловался орден не только за военные подвиги, но и за гражданскую службу. Орден имеет одну степень и девиз «За труды и Отечество». Красная муаровая лента ордена носилась через плечо.

Серебряная восьмиконечная звезда ордена носилась на левой стороне груди. В центральном медальоне звезды, на белом поле изображался вензель святого «SA» под княжеской короной. Вокруг медальона, по окружности, на красном эмалевом фоне помещался девиз ордена «За труды и Отечество».

В знаке ордена использована техника алмазной огранки. Каждый «бриллиант» из стали гранился и монтировался отдельно. При мерцающих свечах блеск стальных «бриллиантов» походил на сияние драгоценностей, хотя техника и не рассматривалась как имитация или подделка драгоценных камней.

Экспозиция Золотой кладовой находится в Главном здании музея по адресу Красная площадь, дом 1