Обновлённая экспозиция Золотой кладовой Исторического музея — это коллекция памятников археологии, оружейного дела, нумизматики, книжной культуры, письменных источников, созданных из золота и с его применением. В трёх разделах представлены более 400 шедевров церковного искусства, жалованных и мемориальных изделий, предметов роскоши и модного быта. Их широкий хронологический обзор от археологической древности до начала XX века позволяет создать целостное впечатление о значении художественного опыта, религиозных ценностей и национальных традиций в истории России.
Создание Особой кладовой началось в 1905 году, когда коллекция П. И. Щукина была передана в дар Историческому музею. С тех пор драгоценное собрание регулярно пополняется и сейчас насчитывает уже более 30 тысяч предметов.
Один из самых известных памятников Особой кладовой — чарка, собственноручно выточенная Петром I. Многие посетители музея наверняка помнят этот уникальный экспонат в оправе из червонного золота с 350 бриллиантами и алмазами. Но сегодня мы предлагаем вашему вниманию 5 новых памятников, которые можно увидеть в экспозиции Золотой кладовой.
«Солнцевский сервиз»
Сервиз в «русско-византийском» стиле заказан по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I, с дочерью герцога Саксен-Альтенбургского великой княгиней Александрой Иосифовной. Сервиз стал одним из первых произведений этого стиля в декоративно-прикладном искусстве. В его декор включены картуши с монограммой великого князя Константина Николаевича «ВККН» и двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.
Колты
Колты — височные подвески, спаянные из двух половин, богато декорированные узорами из зерни, в центральной части имеют напаянные перегородки, в которые когда-то были помещены инкрустации — плоские, гладко отшлифованные пластинки граната. Такая техника декора носит название клаузоне или перегородчатая инкрустация. Предметы, так называемого гранатово-золотого стиля, декорированные в технике клуазоне, являются отражением моды, зародившейся в Европе в эпоху Великого переселения народов и продолжавшей существовать в последующее меровингское время. Это была мода варварской знати самого разного происхождения. Изделия гранатово-золотого стиля имели широкое распространение и не были исключительной принадлежностью какого-либо одного этноса: гуннов, готов, гепидов, алан и других, принимавших участие в сложных процессах рождения нового мира на территории Европы конца IV-VII вв.
Герб князей Долгоруковых
Герб помещался на верхней доске серебряного ларца, поднесенного по случаю двадцатилетия службы генерал-адьютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова в должности московского генерал-губернатора в 1885 году от служащих в московских губернских учреждениях. Управлявший Москвой в течение 25 лет, Долгоруков снискал всероссийскую популярность широкой благотворительностью и заботами о благоустройстве первопрестольной столицы. Москвичи называли его «хозяином Москвы» и ценили хлебосольство, радушие, широкую доступность князя.
До 1891 году ларец находился в собственности князя, а затем в составе большой коллекции подносных вещей Долгорукова поступил по завещанию в Московский Публичный Румянцевский музей. Снятый с него герб в 1929 году поступил в основной фонд ГИМ. Реликвия экспонируется впервые.
Монстранция
Монстранция (дароносица) — в римско-католической церкви священный сосуд для торжественного выставления перед верующими евхаристического хлеба (Тела Христова) и для несения Святых Даров во время процессии в известные праздники. Впервые монстранции появились в Германии и Франции в XIV веке как результат распространения особого почитания Иисуса Христа, реально присутствующего в Евхаристии, и установления праздника Тела Христова.
Имеет вид звезды с расходящимися в стороны лучами и могла быть выполнена из золоченой бронзы, серебра или золота. В середине звезды — прозрачное окошко, закрытое с обеих сторон стеклами, между которыми помещается гостия (евхаристический хлеб).
Звезда ордена Св. Александра Невского алмазной огранки
Появление третьего (первый — орден Святого Андрея Первозванного, второй — орден Святой Екатерина) ордена в российской наградной системе также связано с именем Петра I, решившего учредить орден в память великого полководца Александра Невского. Однако его официальное учреждение состоялось 21 мая 1725 года, уже после смерти императора. Жаловался орден не только за военные подвиги, но и за гражданскую службу. Орден имеет одну степень и девиз «За труды и Отечество». Красная муаровая лента ордена носилась через плечо.
Серебряная восьмиконечная звезда ордена носилась на левой стороне груди. В центральном медальоне звезды, на белом поле изображался вензель святого «SA» под княжеской короной. Вокруг медальона, по окружности, на красном эмалевом фоне помещался девиз ордена «За труды и Отечество».
В знаке ордена использована техника алмазной огранки. Каждый «бриллиант» из стали гранился и монтировался отдельно. При мерцающих свечах блеск стальных «бриллиантов» походил на сияние драгоценностей, хотя техника и не рассматривалась как имитация или подделка драгоценных камней.
Экспозиция Золотой кладовой находится в Главном здании музея по адресу Красная площадь, дом 1