Цитадель советской моды — Блог Исторического музея

Цитадель советской моды

Создание Общесоюзного дома моделей происходило еще во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. Дом был основан по решению Правительства СССР и расположился в Москве по адресу Кузнецкий мост, 14, став не только символом советской моды во всем мире, но и всесоюзным центром легкой промышленности.

Женский костюм «Настенька» (блузка и сарафан). Голикова Н. А. ОДМО. 1968 — 1973 гг.
Женский костюм «Настенька» (блузка и сарафан). Голикова Н. А. ОДМО. 1968 — 1973 гг.

У истоков ОДМО стояла Надежда Петровна Ламанова и предыдущие «институты одежды»: Ателье мод (1923–1925) и Дом моделей на Сретенке (1934–1941). Главной задачей было создание нового типа одежды для массового потребителя, которая соединила бы в себе практичность и красоту.

Костюм (куртка и юбка). Щукина Н. И. ОДМО. 1967 г.
Костюм (куртка и юбка). Щукина Н. И. ОДМО. 1967 г.

Работа в ОДМО велась в нескольких направлениях: это и разработка моделей одежды на все случаи жизни для женщин, мужчин и детей, которые шли в производство на швейные фабрики, и работа экспериментального цеха по моделированию, изучение западного опыта и накопление методических знаний, обучение дизайнеров, анализ и планирование трендов, выпуск модного журнала, проведение модных дефиле. В разное время в Доме моделей трудились дизайнеры как Надежда Макарова, Вера Аралова, Вячеслав Зайцев, Фекла Гореленкова, Анна Бланк, Нина Голикова, Тамара Файдель, Татьяна Осмёркина, Тамара Мокеева, Светлана Качарава, Лина Телегина, Галина Гагарина, Наталья Орская и другие. Многие из этих имен до сих пор неизвестны широкой публике, поскольку вещи выпускались под общей маркой «Авторский коллектив Дома моделей „Кузнецкий мост“».

Комбинезон женский. Кучинская Т. И. ОДМО. 1967 г.
Комбинезон женский. Кучинская Т. И. ОДМО. 1967 г.

Модельеры ОДМО не только определяли, что будет носить советский человек, но и представляли свои работы на заграничных показах и выставках, нередко поражая зрителей смелыми решениями и элегантным кроем. Важным элементом при создании коллекций было использование национального колорита. Племянница Н. П. Ламановой, художник-модельер Надежда Макарова писала:

«Народная одежда славится своей красочностью, разнообразием покроя, удобством, богатством фантазии и всегда ясно выраженным внутренним смыслом. Ей присуще изящество и чувство тонкой живописности, без всякой вычурности и нагромождения деталей. Культура одежды в нашей стране должна была опираться на народное искусство».

Женский костюм (платье и шарф). Телегина Л. Г. ОДМО. 1971 г.
Женский костюм (платье и шарф). Телегина Л. Г. ОДМО. 1971 г.
Платье. Н. Богданова. ОДМО. 1990-е гг.
Платье. Н. Богданова. ОДМО. 1990-е гг.

И все же наиболее яркие и продвинутые работы ОДМО оставались недоступны массовому потребителю — в производство шли модели попроще, а уникальные костюмы создавались в единичных экземплярах и после показа уходили в архив или передавались в музейные собрания.

Пальто женское. Осмёркина Т. А. ОДМО 1992 г.
Пальто женское. Осмёркина Т. А. ОДМО 1992 г.

В коллекции Исторического музея хранится несколько комплектов, созданных в ОДМО. Некоторые из них можно увидеть на выставке «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы до 18 июня.