В фонде живописи XIX века Государственного исторического музея до 1961 г. находилось 11 картин под условным названием «Эпизод из войны 12 года» либо «Эпизод отступления из России». Шесть из них были списаны по ордерам Министерства культуры РСФСР, и найти их след не представляется возможным. Оставшиеся нуждаются в атрибуции и определении сюжетов, изображенных на полотнах. Написанные неизвестными художниками-любителями, они содержат погрешности в изображении обмундирования, что усложняет исследование.
7 апреля 1957 г. в инвентарную книгу фонда живописи отдела изобразительных материалов ГИМ было записано: «Картина – эпизод из Отечественной войны 1812 г. В центре всадник на белой лошади – русский офицер. По обе стороны дороги в кустах верхами два казака, один пикой загораживает дорогу; справа казак и старик партизан. Вдали холмы и часовня.72,5х92,5 см. Х/м. 1 пол. XIX в.».
Происхождение картины было неизвестно.
Опыт исследовательской работы по научной реконструкции коллекций реорганизованного в 1919 г. московского Музея 1812 года подсказывал, что следует обратиться в первую очередь к учетным документам этого музея. В инвентарной книге, в разделе «Картины масляными красками» (в 1914 г. – 40 картин), нас заинтересовало «Взятие в плен французского генерала казаками». Картину подарил в феврале 1911 г. Павел Иванович Плотников. В юбилейном 1912 году работа экспонировалась в Историческом музее в зале, посвященном заграничным походам русской армии, под № 5: «Взятие в Силезии в плен маршала Вандама гвардейскими казаками. Масло. Собственность музея 1812 г. Дар П.И. Плотникова».
В журнале «Тысяча восемьсот двенадцатый год» нашлось краткое упоминание о ней: «“Взятие в плен казаками французского генерала Вандама под Кульмом” – от П.И. Плотникова». Личность дарителя удалось установить благодаря записи в инвентарной книге Музея 1812 года: «От Пав<ла> Ив<ановича> Плотникова, флота ген<ерал> маiора». Сведения о генерал-майоре П.И. Плотникове (1855 – не ранее 1917) были найдены в Российском государственном архиве военно-морского флота.
В двухдневном сражении при Кульме 17–18 августа 1813 года силами союзников – русской, прусской и австрийской армий был разбит и пленен французский корпус генерала Д.Ж.Р. Вандама. Главной силой, остановившей противника и способствовавшей его разгрому, была русская армия и, в частности, гвардия, которой командовал генерал граф А.И. Остерман-Толстой. В конце кровопролитного сражения, днем 18 августа, остатки корпуса капитулировали вместе с Вандамом.
Обстоятельства пленения описаны в литературе и отображены в работах художников. М.И. Богданович считал, что генерала пленили егеря 4-го Егерского полка, передали казакам, которые повели пленного к государю. Эту версию отображают гравюра К.Г. Раля по оригиналу И.А. Клейна «Пленение генерала Вандама казаками и русскими егерями в ходе Кульмского сражения 30 августа 1813 года» и живописное полото «Пленение французского генерала Вандама русскими егерями в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года» немецкого художника-баталиста начала XX в. Р. Кнётеля.
Адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский ограничился сообщением о сопровождении пленного казаками. Полковая история лейб-гвардии Казачьего полка, находившегося в день сражения в конвое императора, подтверждает, что лейб-казаки были свидетелями того, как «донцы подвели к нашему государю пленного маршала Вандама».
Встречается мнение, что пленили Вандама лейб-гусары, умолчавшие, правда, об этом в полковой истории. В полковой истории 101-го пехотного Пермского полка, наследника боевой славы 4-го Егерского, автор, штабс-капитан М.Н. Вахрушев, историю пленения передает следующим образом. Вначале, ссылаясь на Богдановича, он утверждает, что генерала в плен взяли егеря, передали казакам, а те повели его к императору. Далее Вахрушев сообщает сами обстоятельства пленения по воспоминаниям Колзакова, а там фигурируют казаки. Адъютант цесаревича Константина Павловича, Гвардейского экипажа капитан второго ранга П.А. Колзаков в ходе Кульмского сражения принял сдачу в плен генерала Вандама, за что был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Позднее были опубликованы его воспоминания.
«Слышу крики позади себя и топот лошадей. Оглядываюсь и вижу – выскакивает из-за опушки леса толпа всадников; вблизи раздаются несколько выстрелов, вглядываюсь и различаю французские мундиры. <…> Толпа подскакивает ближе, я вижу, что за ними скачут казаки в вдогонку. Впереди всех неслась на тяжелом боевом коне тучная фигура французского генерала, в расстегнутом нараспашку мундире; несколько офицеров следовали за ним. Два казака, бывшие у меня тылу, случайно бросились ему навстречу с опущенными пиками. Слышу, хриплый голос кричит мне: «general russe, sauvez moi!» Конь мой, завидя скачущих, инстинктивно пустился вслед за казаками. Я закричал: «стой, казаки, стой! Не коли!» и едва успел спарировать удар пики, как уже французы были окружены со всех сторон и сдались нам в плен.
Французский генерал остановился и стал слезать с лошади. Толстое лицо его было красно от волнения, пот градом лил вместе с грязью, по щекам его. Мундир на нем был весь в пыли. Вздохнув несколько раз тяжело, он обратился ко мне и, принимая меня все еще за генерала, вероятно по моей флотской шляпе, – с театральным жестом подал мне свою шпагу. <…> Но я отказался принять его шпагу, сказав, что он лично отдаст ее государю нашему, к которому его отведут, и, спросив его фамилию, узнал, что это был сам главнокомандующий Вандам. Он казался пьян, потому что насилу держался на ногах и просил несколько минут отдохновения, не будучи в состоянии продолжить путь».
Затем Колзаков сообщает, что генерала окружили сдавшиеся в плен офицеры его свиты. Колзаков, увидев конногвардейцев, передал им пленного генерала с его свитой и приказал двигаться к месту нахождения императора. Сам капитан второго ранга поскакал к императору и сообщил ему о пленении Вандама. Великий князь Константин Павлович, чьим адъютантом был Колзаков, потребовал показать ему, где сейчас находится Вандам. Некоторое время они искали пленников. Вандам, приняв великого князя за императора, вновь вручил ему свою шпагу, но Константин Павлович назвал себя и шпагу не принял. Вся эта группа приблизилась к месту нахождения русского и австрийского императоров. Вандама стащили с лошади и подвели к Александру I. Он наконец смог отдать свою шпагу русскому императору.
Как видим, генерала действительно чуть не убили и взяли в плен два казака, а капитан второго ранга его арестовал. Конвоировал пленника и его свиту взвод лейб-гвардии Конного полка.
Общее мнение российских историков таково, что Вандама пленили казаки донского казачьего полка Иловайского 12-го. Оно имеет под собой документальную основу. 5 сентября 1813 г. М.Б. Барклай де Толли сообщил А.И. Горчакову о награждении императором есаула Бирюкова и хорунжего Александрова «за отличие их и за взятие ими в плен генерала Вандама» орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. Бирюков, поскольку был уже награжден этим орденом, вместо него получил чин войскового старшины. Оба казака были из полка Иловайского 12-го. Об этом сообщается и в рапорте командира этого полка генерал-майора В.Д. Иловайского от 20 августа о действиях полка 18 августа при Кульме. Отметим, что орден Св. Владимира 4-й степени представлял собой необычайно высокую награду, дававшую награжденному права потомственного дворянства.
Рассмотрим пейзаж, изображенный на картине неизвестного художника из собрания ГИМ. Как известно, сражение при Кульме проходило в горно-лесистой местности. Как ее представляли художники XIX – начала XX в., видно на гравюрах Раля и Югеля, литографиях Дмитриева-Мамонова и Логинова, а также на живописных полотнах Коцебу, Виллевальде, Р. Кнётеля и др. Ландшафт, изображенный на картине из ГИМ, соответствует местности в районе Кульма, более того, художник в центре изобразил место нахождения командного пункта генерала – высоту Горка-берг с часовней Св. Троицы.
На картине изображены рядовые лейб-гвардии Казачьего полка. Мундиры и снаряжение казаков полностью соответствуют периоду 1812–1814 гг. Интерес вызывает крайняя справа конная фигура в черной бурке, высокой, отороченной мехом темно-красной шапке, с усами и бородой. Хранитель живописи назвал его «стариком-партизаном». Всадник вооружен пикой. Одежда написана условно, напоминая в большей степени длиннополый халат темно-синего цвета. Через левое плечо перекинута перевязь коричневого цвета. По всей видимости, автор попытался изобразить башкирского воина. В этом сражении в составе русской армии (в конвое М.Б. Барклая де Толли) находилась команда 5-го Башкирского полка войскового старшины И. Бикчурина. Таким образом, по замыслу неизвестного художника, на картине изображены представители конвоя императора и Барклая де Толли.
Если персонажи русской армии на картине изображены без униформологических погрешностей, то французский генерал на белой лошади в центре картины написан условно. Напомним, что при описании картины хранитель допустил неточность: «всадник на белой лошади – русский офицер». Седло и вальтрап у «офицера» – генеральские, шляпа тоже соответствует его чину. На нем надет синий однобортный мундир без шитья, положенного дивизионному генералу, поверх мундира – короткая серая шинель. Сравнительный анализ черт лица генерала, изображенного на картине, с гравированным портретом Вандама первой половины XIX в. позволяет сделать вывод о том, что автор стремился изобразить именно Вандама.
Вандам был награжден орденом Почетного легиона (Большим орлом Почетного легиона), Большим крестом Королевского ордена Голландии, Большим крестом Военного ордена Вюртемберга. На картине видна звезда Большого орла Почетного легиона. А орденская лента, лежащая на левом плече, красная с желтой полосой, не соотносится с орденами Вандама. Лента ордена Почетного легиона – широкая красная, проходящая через правое плечо, она и звезда видны на гравированном портрете генерала. Лента голландского ордена небесно-голубая, а Вюртемберга – желтая с широкими черными полосами по краям. Кстати, на гравюре Раля «Пленение генерала Вандама казаками и русскими егерями в ходе Кульмского сражения 30 августа 1813 года» на груди генерала, одетого в шитый золотом генеральский мундир, виден крест ордена Почетного легиона, ношение которого было обязательно для награжденного. Кнётель изобразил Вандама со звездой Большого орла Почетного легиона.
Мы считаем, что на картине неизвестного художника, хранящейся в Историческом музее изображена сцена пленения дивизионного генерала Д.Ж. Вандама казаками в сражении при Кульме 18 (30) августа 1813 г. Несмотря на то, что работа имеет ряд униформологических и фактических несоответствий, она в целом воссоздает один из эпизодов сражения при Кульме – значимую страницу военной истории России.