Айгустов и Одоевский — Блог Исторического музея

Айгустов и Одоевский

Это тот самый редкий случай, когда в одном музейном собрании встречаются портреты одного и того же человека в живописи и миниатюре: оригинал и копия с него. У одного портрета есть полная история с именем портретируемого, датировкой, автором исполнения и историей поступления. Другой портрет – как чистый лист бумаги: изображен неизвестный, художник неизвестен, история поступления неясная. Жаль только, что встретились эти портреты спустя сто лет после своего поступления на государственное хранение, и ошибка в атрибуции одного из них выявилась только сейчас, при публикации в Госкаталоге.

В декабре 1921 г. в ГИМ поступила коллекция миниатюр из Государственного музейного фонда: женские и мужские портреты XVIII–XIX в. К сожалению, в научно-ведомственном архиве ГИМ и в отделе учета попредметная опись вещей не сохранилась. Нам попались только описания отдельных предметов, бывших в эвакуации в Хвалынске Саратовской области с 1941 по 1944 гг., среди которых – портреты французского короля Людовика, «шаха персидского», Наполеона I, «женский портрет с розочками», военный портрет XIX в. и другие. Наш портрет был опубликован Т.А. Селиновой в 1984 г. как портрет «неизвестного генерала в отставке». Но спустя какое-то время появилась версия, что на портрете изображен Алексей Иванович Айгустов. С таким определением наш герой и попал в Госкаталог.

Неизвестный художникПортрет Ивана Сергеевича Одоевского. 1830-е гг. Кость, акварель, гуашь 6х4,8 см
Неизвестный художник
Портрет Ивана Сергеевича Одоевского. 1830-е гг.
Кость, акварель, гуашь
6х4,8 см

Читаем описание в инвентарной книге фонда миниатюры: «Неизвестный мужчина. Русые волосы зачесаны на виски. Зеленовато-синий мундир с красным, шитым золотом, воротником. Знаки отличия. Фон серый. Погрудный. ¾ вправо. Овал под стеклом в (золотой) медной оправе в виде медальона. Худ. неизвестен. Слоновая кость, гуашь. 6х4,8. Дост. Главмузеем из сейфов».

Интересно, что в собрании ГИМ есть живописный портрет генерал-майора Алексея Ивановича Айгустова (1765 – после 1835), подаренный Музею 1812 года в феврале 1913 г. сыном Айгустова Николаем Алексеевичем. Благодаря портрету мы знаем, как выглядел «настоящий» Айгустов, в 1812 г. – полковник, командир 2-й бригады 7-й пехотной дивизии, шеф Либавского пехотного полка.

Неизвестный художникПортрет Алексея Ивановича Айгустова. I четверть XIX в. Холст, масло 84х54 см
Неизвестный художник
Портрет Алексея Ивановича Айгустова. I четверть
XIX в.
Холст, масло
84х54 см

Алексей Иванович изображен в общегенеральском мундире, со шляпой в руках. У пояса виден эфес шпаги. На шее – ордена Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. с императорской короной и неизвестная (иностранная?) награда; в колодке – орден Св. Георгия 4-го класса, серебряная и бронзовая медали «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За взятие Парижа», ниже – Знак отличия беспорочной службы за 35 лет. Некоторые неточности в изображении обмундирования и наград наводят на мысль, что портрет может быть поздней копией с неизвестного оригинала.

В отделе письменных источников ГИМ была найдена копия выписки из исторических материалов 6-го пехотного принца Фридриха Леопольда Прусского полка (бывшего Либавского) с описанием подвига А.И. Айгустова, подаренная полком Музею 1812 года:

СПИСОК ОТЛИЧИВШИМСЯ ОФИЦЕРАМ ЛИБАВСКОГО ПЕХОТНОГО ПОЛКА ПРИ БОРОДИНЕ 26-го АВГУСТА 1812 г.

ПОЛКОВНИК АЙГУСТОВ, командуя в 7-й дивизии 2-й пехотной бригадой, расположенной во 2-й линии, отколь с полком был послан в лощину, где и находился во все время сражения в жестоком огне, высылая стрелков; когда же неприятель пошел брать штурмом нашу батарею, находящуюся на кургане, на левом фланге, то он, ободря своих подчиненных, бросясь со своим полком к неприятелю во фланг и тем много способствовал к поражению неприятеля».

Вернемся к миниатюре. Даже беглого взгляда на нее и живописный портрет было достаточно, чтобы убедиться, что перед нами абсолютно разные люди, как с точки зрения иконографии, так и наград. На миниатюре изображен отставной генерал в мундире без эполет, с орденами Св. Анны 2-й степени, прусским Pour le Mérite, Св. Владимира 4-й степени с бантом и золотым крестом на Георгиевской ленте, а также серебряной и бронзовой медалями «В память Отечественной войны 1812 года».

Если на нашей миниатюре изображен не Айгустов, то кто тогда? Попробуем определить персонаж, вернувшись к событиям 1912 года. На Юбилейной выставке в Зале героев под № 54 был выставлен небольшой живописный портрет генерал-майора Ивана Сергеевича Одоевского (1769–1839) из собрания князя Н.Н. Одоевского-Маслова. Он был опубликован в каталоге выставки среди шпалерной развески портретов в Зале героев. И, несмотря на низкое качество полиграфии, видно, что портрет идентичен миниатюре по композиции: поворот головы, прическа, бачки.

Зал героев Отечественной войны 1812 года (№ 54.Портрет И.С. Одоевского). Фототипия 1911 г. (фрагмент)
Зал героев Отечественной войны 1812 года (№ 54.
Портрет И.С. Одоевского). Фототипия 1911 г.
(фрагмент)

Было необходимо изучить службу Одоевского, тем более что в «Словаре русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812–1815 гг.» указаны награды, которыми И.С. Одоевский награжден не был (ордена Св. Анны 1-й ст. и Св. Владимира 3-й ст.) К сожалению, это еще раз подтверждает, что данные Словаря необходимо тщательно перепроверять.

Иван Сергеевич, внук сенатора Ивана Васильевича Одоевского (1710–1768), был записан в 1776 г. в лейб-гвардии Преображенский полк фурьером, а действительную службу начал в 1789 г. капитаном и адъютантом князя Г.А. Потемкина. В 1790 г. отличился при взятии Килии и при штурме Измаила, в 1791 г. – в сражении под Мачином. В феврале 1792 г. Одоевский произведен в подполковники и назначен командиром Украинского легкоконного полка, с которым участвовал в боях против польских конфедератов в 1792 г. В 1793 г. перевелся в Софийский карабинерный полк и в следующем году участвовал в подавлении восстания Костюшко (в сражениях у Кобрина и Брест-Литовска) под предводительством А.В. Суворова; был награжден золотой шпагой «За храбрость».

В 1797 г. Одоевский назначен командиром Софийского кирасирского полка, в 1799 г. произведен в генерал-майоры. Последовала череда возвращений и уходов со службы: в марте 1800 г. уволен в отставку, в сентябре 1801 вернулся и в феврале 1803 назначен шефом Ингерманландского драгунского полка; в апреле 1806 снова уволен, но в августе снова принят на службу шефом Нежинского драгунского полка, с которым участвовал в Русско-шведской войне 1808–1809 гг.; в апреле 1809 снова вышел в отставку.

В очередной раз Иван Сергеевич возвратился на службу во время Отечественной войны 1812 года, когда он сформировал 2-й пехотный полк Московского ополчения и 31 июля был назначен его шефом. С полком Одоевский участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце, Вязьме и Красным. Однако из-за предвзятого мнения главнокомандующего ни Одоевский, ни другие генералы ополчения не были отмечены и награждены по итогам кампании.

В 1813 г. полк Одоевского находился при осаде Данцига. Окончательно генерал вышел в отставку в 1815 г. От брака со своей двоюродной сестрой княгиней Прасковьей Александровной (1769–1820) Иван Сергеевич имел сына Александра (1802–1839) – известного поэта и декабриста; от второго брака с Марией Степановной Грековой родилось еще 5 детей.

В фонде живописи XIX века ГИМ хранится живописный портрет И.С. Одоевского – тот самый, с выставки 1912 года.

Н. Н. Одоевский-МасловПортрет Ивана Сергеевича Одоевского. 1911 г. Картон, масло 35,5х27 см
Н. Н. Одоевский-Маслов
Портрет Ивана Сергеевича Одоевского. 1911 г.
Картон, масло
35,5х27 см

На обороте сохранилась собственноручная надпись князя Одоевского-Маслова, как оказалось, еще и самого автора портрета: «Портретъ Князя Ив. Серг. Одоевского, командовавшаго 2м Каз. Полк. Москов. Ополченiя въ 1812 г. Написанъ съ акварельной миниатюры кн. Одоевск.-Масловым въ 1911 г.».

Авторская надпись на обороте картона
Авторская надпись на обороте картона

Значит, князь видел оригинал, возможно, имел его в собственном собрании? Портрет поступил в ГИМ в сентябре 1922 г. в составе большой коллекции живописи, графики и фотографий из собрания Одоевского-Маслова, и Гагариных, хранившихся в нижней кладовой ГИМ.

На обоих портретах (миниатюра предположительно создана в 1820-е –1830-е годы) Иван Сергеевич изображен с наградами, заслуженными еще в XVIII веке: орден Св. Анны 2-й ст. он получил 15 мая 1798 г., орден Св. Владимира 4-й ст. с бантом – 22 сентября 1793 г., золотой крест за взятие Очакова – в 1792 г., а Pour le Mérite – 26 декабря 1795 г. за отличие в кампании 1794 г. против польских мятежников. И только серебряная медаль на голубой ленте указывает нам на то, что перед нами еще и ветеран Отечественной войны 1812 года.

Таким образом, сравнительный анализ показал, что перед нами два портрета И.С. Одоевского – оригинал (миниатюра) и копия с него (живопись), счастливым образом соединившиеся в стенах Государственного исторического музея.