«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм». Коко Шанель
Жакет — не только элемент названия выставки «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», но и неотъемлемый предмет костюма в деловом стиле, прочно вошедший в нашу жизнь. Прообразы куртки с отложным воротником и затягивающимися полами были известны с давних времен: сюртук, визитка, фрак, редингот и многие другие предметы часто встречались в мужском гардеробе. Мужской пиджак, внешне приближенный к современному, появился в 1870-1880-х гг. в Англии как часть рабочей одежды.
Женские жакеты с более плавными линиями — спенсер или болеро — были в ходу с XIX века. Считается, что автором жакета-спенсер нечаянно стал лорд Спенсер, который оборвал прожженные у камина полы фрака, чем и ввел моду на короткие жакеты до талии. Модель прекрасно дополнила ампирные платья с завышенной талией и комплекты с юбками в пол. Их носили в качестве верхней одежды и как дополнение к вечернему наряду.
В 1859-1865 гг. были очень популярны жакеты-зуавы с закругленными полами и вышивкой. Вдохновением для курточек послужил фасон, которые носили зуавы из французского колониального полка. Зуавы были не только удобны, но и практичны: их можно было носить с чем угодно, они были уместны в любое время дня и позволяли женщинам донашивать юбки, лифы от которых уже не годились.
Посещение скачек, выезды на природу, конные прогулки и путешествия, а также занятия спортом, набиравшие активность среди женщин к концу XIX века, только увеличивали популярность комплекта из юбки и жакета. Приталенные женские жакеты стали предшественниками стиля «унисекс», получившего распространение в XX веке. Многие модницы конца столетия обратились к более строгим, «мужским» фасонам.
На выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» один из разделов носит название «Деловая улица» и представляет образы занятых горожанок с середины XIX по начало XXI века.
Неверно было бы считать, что до революции горожанки в России не имели совершенно никакого доступа к заработку. В отличие от многих стран Европы, Россия во второй половине XIX века была открыта для женской предпринимательской деятельности. Женщины составляли около 13% от купечества в столицах. Российское законодательство никак не ограничивало женщин в торговле: женщины могли брать купеческие свидетельства или служить приказчицами наравне с мужчинами.
В 1871 году император Александр II утвердил закон «О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения». Это был очень важный документ, официально снимающий всякие карьерные ограничения для женщин.
После 1917 года работающих женщин стало в разы больше, что значительно повлияло на внешний облик трудящихся. Образ деловой и деятельной женщины-товарища, выбившейся из «кухонного рабства» в большие люди, активно культивировался советской властью. Героинями массовой культуры нередко становились женщины комиссары, депутатки, директора заводов, фабрик, школ, руководительницы колхозов и партийные активистки. В эпоху оттепели к ним добавились женщины ученые, космонавты, исследовательницы.
В витрине на фото выше показан белый костюм 1930-х гг. Костюм принадлежал Ребекке Моисеевне Селицкой (1918–2000), которая в начале 1930-х гг. работала медсестрой в Брянской области. За отличную работу в борьбе с дифтерией в 1934 году ей была выделена ткань, из которой в ателье сшили костюм. Примечателен белый цвет ткани: в то время с красителями были сложности, поэтому костюм так и остался белым по цвету выделенного полотнища.
Летний деловой костюм из тафты принадлежал Анне Михайловне Панкратовой (1897–1957) — известному советскому историку, общественному и партийному деятелю, академику АН СССР, в 1953–1957 гг. главному редактору журнала «Вопросы истории».
Большую роль в утверждении жакета как предмета женской одежды сыграла знаменитый модельер Коко Шанель. Вдохновившись твидовым костюмом герцога Вестминстеркого, Шанель представила свой вариант женского твидового костюма.
Жакет с окантованными краями без лацканов и воротника, исполняемый в различных цветах и с разнообразным декором (зачастую — с жемчужными или золотыми пуговицами) стал символом современной классики и элегантности.
В 1990-е гг. образ успешной предпринимательницы воплотили бизнес-леди. На выставке примером такого образа служит деловой костюм от Пьера Кардена.
Современный образ с жакетом представлен в витрине того же раздела брендом 12 STOREEZ. Марка была основана в 2014 году в Екатеринбурге Иваном Хохловым и сестрами Ириной и Мариной Голомаздиными. В основе концепции — идея лаконичного и продуманного гардероба, где все сочетается и дополняет друг друга, совершенствуясь с каждым сезоном.
Выставка открыта до 13 марта в Выставочном комплексе Исторического музея