Севрская фарфоровая мануфактура: цветы, птицы, белоснежный бисквит и королевский синий — Блог Исторического музея

Севрская фарфоровая мануфактура: цветы, птицы, белоснежный бисквит и королевский синий

«Давно уже здесь никто не видел такой привлекательной девочки с обворожительно стройной, словно из севрского фарфора, фигуркой, с чудесным цветом лица, с живыми голубыми глазами…», — так описывает юную Марию Антуанетту знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг в своём одноимённом историческом романе. Что же это за севрский фарфор, с которым автор сравнивает главную героиню?

Поднос. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Поднос. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Чашка с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Чашка с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Поддон. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Поддон. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.

В 1740 году в Венсене, в 100 км к востоку от Парижа, при поддержке Людовика XV была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Мейсена и Вены. В 1756 году по инициативе Мадам де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство. Мануфактуру разместили поблизости от дворца Бельвю, где жила маркиза де Помпадур.

Тарелка десертная, сервизная. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. Вторая половина XIX в.
Тарелка десертная, сервизная. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. Вторая половина XIX в.

Оригинальный художественный стиль фабрики сформировался в русле эстетики рококо. Севр выполнял заказы на декоративные вазы, пластины для украшения мебели, великолепные сервизы для украшения резиденций, а также предназначенные стать дипломатическими или частными подарками.

Ваза с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1820-е
Ваза с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1820-е гг.

Характерным приёмом декора севрского фарфора была роспись «цветами и птицами», мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Цветочные мотивы вообще считались визитной карточкой мануфактуры: роскошные садовые или скромные полевые, точные копии из ботанического атласа или фантазийные — гирлянды, букеты и корзинки с цветами украшали разнообразные произведения.

Скульптурная группа. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, середина — вторая половина XIX в.
Скульптурная группа. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, середина — вторая половина XIX в.
Скульптурная группа: вазон в окружении четырёх фигур. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, середина-вторая половина XIX в.
Скульптурная группа: вазон в окружении четырёх фигур. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, середина  — вторая половина XIX в.

Другой отличительной особенностью мануфактуры стал севрский бисквит — фарфоровая пластика из неглазурованного фарфора — прославившаяся на весь мир изяществом и лаконичностью форм, белизной и гладкостью. Изделия создавались по моделям знаменитых, выдающихся скульпторов Э. -М. Фальконе, Ж. -Б. Пигаля и других.

Чашка. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1780-е гг.
Чашка. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1780-е гг.
Ароматница с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, конец XVIII в.
Ароматница с крышкой. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, конец XVIII в.
Чашка. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1770-е гг.
Чашка. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1770-е гг.

Успеху предприятия способствовали королевские привилегии, использование дорогостоящих материалов и привлечение первоклассных мастеров. Так, в XVIII веке на мануфактуре работали члены Академии наук химики Элло и Макье, живописец Башелье, первый художник короля Буше, рисовальщик, бронзовщик и ювелир короля Дюплесси, талантливые скульпторы Фальконе и Буазо. Химик Жак Элло изобрел оригинальные краски, по которым можно узнать севрские изделия: «королевскую синюю» (bleu de roi), а затем «розовую помпадур» (rose de Pompadour), названную в честь покровительницы предприятия Мадам де Помпадур.

Блюдце. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.
Блюдце. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1760-е гг.

До 1768 года в Севре использовали мягкий фарфор, или фриттовую массу без каолина, состоящую из кварцевого песка, селитры, поваренной соли, соды, квасцов и гипса. Такая масса носит название пат-тандр (от французского «pâte tendre» — мягкая масса) и имеет низкую температуру плавления. С 1777 года, после обнаружения близ Лиможа залежей каолина, Севрская мануфактура начала выпускать изделия из твёрдого фарфора, что позволило создавать новые оттенки, а также использовать для росписи одновременно с золотом платину.

В собрании Исторического музея хранятся предметы, изготовленные на Севрской королевской фарфоровой мануфактуре во второй половине XVIII века.

Благодарим Елену Смирнову за помощь в подготовке материала