«Давно уже здесь никто не видел такой привлекательной девочки с обворожительно стройной, словно из севрского фарфора, фигуркой, с чудесным цветом лица, с живыми голубыми глазами…», — так описывает юную Марию Антуанетту знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг в своём одноимённом историческом романе. Что же это за севрский фарфор, с которым автор сравнивает главную героиню?
В 1740 году в Венсене, в 100 км к востоку от Парижа, при поддержке Людовика XV была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Мейсена и Вены. В 1756 году по инициативе Мадам де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство. Мануфактуру разместили поблизости от дворца Бельвю, где жила маркиза де Помпадур.
Оригинальный художественный стиль фабрики сформировался в русле эстетики рококо. Севр выполнял заказы на декоративные вазы, пластины для украшения мебели, великолепные сервизы для украшения резиденций, а также предназначенные стать дипломатическими или частными подарками.
Характерным приёмом декора севрского фарфора была роспись «цветами и птицами», мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Цветочные мотивы вообще считались визитной карточкой мануфактуры: роскошные садовые или скромные полевые, точные копии из ботанического атласа или фантазийные — гирлянды, букеты и корзинки с цветами украшали разнообразные произведения.
Другой отличительной особенностью мануфактуры стал севрский бисквит — фарфоровая пластика из неглазурованного фарфора — прославившаяся на весь мир изяществом и лаконичностью форм, белизной и гладкостью. Изделия создавались по моделям знаменитых, выдающихся скульпторов Э. -М. Фальконе, Ж. -Б. Пигаля и других.
Успеху предприятия способствовали королевские привилегии, использование дорогостоящих материалов и привлечение первоклассных мастеров. Так, в XVIII веке на мануфактуре работали члены Академии наук химики Элло и Макье, живописец Башелье, первый художник короля Буше, рисовальщик, бронзовщик и ювелир короля Дюплесси, талантливые скульпторы Фальконе и Буазо. Химик Жак Элло изобрел оригинальные краски, по которым можно узнать севрские изделия: «королевскую синюю» (bleu de roi), а затем «розовую помпадур» (rose de Pompadour), названную в честь покровительницы предприятия Мадам де Помпадур.
До 1768 года в Севре использовали мягкий фарфор, или фриттовую массу без каолина, состоящую из кварцевого песка, селитры, поваренной соли, соды, квасцов и гипса. Такая масса носит название пат-тандр (от французского «pâte tendre» — мягкая масса) и имеет низкую температуру плавления. С 1777 года, после обнаружения близ Лиможа залежей каолина, Севрская мануфактура начала выпускать изделия из твёрдого фарфора, что позволило создавать новые оттенки, а также использовать для росписи одновременно с золотом платину.
В собрании Исторического музея хранятся предметы, изготовленные на Севрской королевской фарфоровой мануфактуре во второй половине XVIII века.
Благодарим Елену Смирнову за помощь в подготовке материала