Настоящий праздник невозможно представить без застолья. Испокон веком именно еда демонстрировала социальный статус и достаток человека. Парадный обед, или, как говорили ранее, «трактование», было кульминацией любого торжества XVIII–XIX столетия, а умение его организовать считалось настоящим искусством.
Праздничные декорации для стола начинают появляться еще с XIV века. Столы украшались золотыми и серебряными сосудами и блюдами, дичь и птица запекались и подавались неразделанными, сохраняя свой реальный вид. Иногда на стол в качестве декорации усаживали и настоящих птиц и животных. С конца XVI века важным столовым украшением стали искусственные материалы — глазурь, сахарное тесто, марципан. Из них создавали аллегорические композиции, например: античных богов и богинь, княжеские гербы, четыре времени года или четыре стихии.
Особым видом массовой продукции ювелиров и ювелирных мастерских стала драгоценная столовая посуда. И сегодня великолепные образцы столовых приборов, чайников, чашек, солонок, всевозможных тарелок, подставок и крышек, выполненные из драгоценных металлов, поражают искусностью деталей и сложностью орнаментов.
Порой столовый этикет российских гастрономов опережал своих европейских соседей. Например, во время застолья гости пользовались индивидуальной вилкой, в Москве и в Петербурге хорошим тоном стало выносить каждое новое блюдо — тем самым хозяева дома могли похвастаться количеством слуг.
Минимальным числом подач блюд было три: суп, горячее и десерт. Но не стоит забывать и про такие элементы праздничного обеда как «антре» — «кушания, после горячего или супу раздаваемые»; «антреме» — «блюда, подаваемые между главных кушаний» и «орсдевры» — кушания, сопровождавшие горячее.
В то время все блюда подавались на стол одновременно: такая сервировка получила название «французская». А вот более привычный нам вариант со сменой блюд, эдакий прообраз системы «первое, второе, третье и компот», стал называться «русским» или «а ля рус».
Самые впечатляющие декорации застолья приходятся на елизаветинское время. Например, свадебный стол князя Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны был украшен трехъярусным «уступом», на котором находились пирамиды из итальянских цветов, хрустальные плошки, мраморные статуи, «фонтаны наподобие грибов». Также в качестве декора стола часто использовались искусственные ягоды (земляника и барбарис), цветы из перьев и бумаги. Кроме этих «легкомысленных предметов», в качестве surtout-de-table’ей использовались серебряные фонтаны и фарфоровые фигуры.
В эпоху барокко, когда игра со зрителем стала одной из задач всякого искусства, натуралистичные керамические украшения превратились в «обманки». Оптические иллюзии стали неотъемлемой частью живописи, архитектуры, придворной жизни и столового убранства.
Еще одним неотъемлемым элементом праздничного застолья были обманки, которые вошли в моду в XVIII столетии — во время расцвета придворных балов, празднеств и ассамблей в России. Чаще всего обманки имели определённое функциональное предназначение, но их внешний вид всё-таки приводил в замешательство сидящих за столом.
С помощью обманок не только украшали стол, а скорее пытались одурачить зрителя, чтобы тот запутался, где реальное и съедобное, а где искусственное и неживое. Это часто становилось поводом для шуток. Например, из кубка-шутихи было практически невозможно отпить, не облившись. Жидкость при специальном «сифонном» устройстве трубочек внутри чаши перекачивалась самостоятельно, поэтому вино текло, пока кубок полностью не опустеет. Чтобы не залить одежду, осушить сосуд нужно залпом, не переводя дыхания. Впрочем, остановить шутку просто — нужно всего лишь сильно подуть в носик кубка, но далеко не всякому эта идея придет в голову.
Подобные развлечения и шутки во время застолий были крайне популярны. Известно, что:
В Петергофе в Нижнем гроте Большого каскада был установлен стол, сервированный красивой посудой и вазами с фруктами, очень аппетитными, но ненастоящими. Когда гость пытался взять фрукт, из тонких трубочек, расположенных по краю стола, начинала струёй биться вода, обливая всех собравшихся.
Тарелка-обманка на фото выше — чрезвычайно распространенная вещь в европейском и русском быту XVIII века. Чаще всего такие тарелки использовались во время праздников и других увеселений. Блюда с «фруктами» и «овощами» расставлялись на накрытый стол, обильно заставленный угощениями.
Изготовлялись подобные «дары природы» с большим искусством и выглядели очень правдоподобно. Мода на сосуды, имеющие форму плодов или цветов, а также фарфоровые или фаянсовые фрукты, разложенные на блюдах и подносах, пришла в Европу вместе с китайским фарфором.
Ну а мы желаем вам в Новом году только приятных застолий с родными и близкими!