Две Надежды: шарф, соединивший Мерлину и Ламанову — Блог Исторического музея

Две Надежды: шарф, соединивший Мерлину и Ламанову

В отделе тканей и костюма ГИМ хранится удивительная коллекция шалей, сформировавшаяся уже в XX веке. До революции немногие предметы были в частных руках, у коллекционеров или во дворцовом имуществе — даже у известного собирателя П. И. Щукина в собрании был только один небольшой фрагмент популярных в XIX столетии шалей.

Источниками коллекции ГИМ в 1920-е гг. стали шали из Оружейной палаты, текстильная непрофильная коллекция из Третьяковской галереи (по описи — шали из сундука коллекционера и мецената В. О. Гиршмана). Важными поступлениями были и частные дарения: так, в 1960-е гг. певица Лидия Русланова продала музею огромную дворцовую шаль работы Мерлиной, а одна неизвестная дама прислала образец ручного ткачества в простом почтовом конверте!

Шарф. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820-е гг.
Шарф. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820-е гг.

Но вернемся в конец 1930-х гг. Тогда, в 1938 году, Историческому музею продала шарф с клеймом «НМ» Надежда Петровна Ламанова — самое значимое имя отечественной моды первой половины ХХ века. Ламанова была звездным кутюрье для титулованных клиенток до революции, а после нее фактически стала родоначальницей новой советской моды.

Шарф. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820-е гг.
Шарф. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820-е гг.

Что это был за предмет? Двусторонний шарф с рафинированным цветочным орнаментом, вписанным в восточный огурец, одновременно был моднейшим европейским предметом одежды и отдавал дань восточным корням — кашмирским шалям. Такие шарфы сменили огромные шали 1800-1810-х гг. В 1830 гг. мода изменилась, рукав увеличился в объеме, и чтобы его показать, стали делать более узкие шарфы.

На примере шарфа хорошо видно, как подобные накидки собирались из разных элементов. Нижние и боковые части пришивались к фону невидимым швом с помощью тончайших нитей и иголок.

Портрет княжны Екатерины Дмитриевны Голицыной, в замужестве Долгоруковой. Смирновский И. 1822 г.
Портрет княжны Екатерины Дмитриевны Голицыной, в замужестве Долгоруковой. Смирновский И. 1822 г.

Производство таких шалей в России началось в нижегородском имении Надежды Апполоновны Мерлиной (1780-1843), где она развернула необыкновенную мануфактуру. Между 1800 и 1806 гг. мануфактура выпускала в основном ковры паласной, то есть безизнаночной техники. Принципы создания ковров без изнанки предпринимательница перенесла на производство шалей, которые завоевали признание не только в России, но и в мире.

Ковёр-палас. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820 - 1830-е гг.
Ковёр-палас. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1820 — 1830-е гг.

Сырье для шалей покупали на Нижегородской ярмарке, в основном использовался пух ангорских коз. Такого пуха было мало, поэтому в дальнейшем стали закупать похожий пух у пастухов Араратской долины, а также использовать шерсть сайгаков и даже викуньи (!) из Анд. Шерсть викуньи поставлялась в Россию в очень небольших объемах, а вот сайгаки обитали в оренбургских степях.

Кайма. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. XIX в.
Кайма. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. XIX в.

Обработка пуха происходила так: двое мастеров держали в руках гребни из кости мамонта с очень частыми зубьями. Пучок пуха расчесывали с гребня на гребень множество раз, пока волокна не становились абсолютно параллельными. Получившиеся ленты из пуха протягивали через тонкое костяное кольцо. Затем пряжа отдавалась пряхам, которые вручную из 13 г пуха получали нить длиной 4,5 км. Каждый миллиметр нити просматривали на свет, чтобы не было узелков или утолщений. После нити окрашивали в растительных красителях — количество оттенков могло варьироваться от 30 до 60.

Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1830-1840 гг.
Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. 1830-1840 гг.

Далее за дело принимались юные крепостные мастерицы, которые на деревянных ткацких станочках ткали узоры, выработанные художником фабрики (у Мерлиной работал приглашенный австриец). Работать девушки начинали в 17-летнем возрасте, когда острота зрения и ловкость рук были на высоте. Те, кто смог продержаться до 27 лет, не ослепнув, получали вольную. Слепота была массовым заболеванием ткачих, и для них на территории того же имения создавали богадельни.

Сложность производства была столь высока, что за год 60 мастерицам удавалось соткать не больше шестнадцати шалей и пяти шарфов.

Портрет купчихи Т.А. Тарасовой. Каверин Иван Дмитриевич. 1848 г.
Портрет купчихи Т.А. Тарасовой. Каверин Иван Дмитриевич. 1848 г.

Начиная с 1829 года мерлинские шали каждый год участвовали в российских выставках и неизменно получали золотые медали. Золотая медаль давала право стать поставщиком Двора Его Императорского Величества, о чем свидетельствовал герб на клейме. И даже несмотря на наличие клейма и отметки официального поставщика императорского двора, платки и шали порой трудно атрибутировать. Как правило, изделия подписывали не фамилией владельца фабрики, а простыми инициалами. Поэтому долгое время о шалях Мерлиной практически ничего не было известно.

Герб и клеймо
Герб и клеймо

И только благодаря шарфу, переданному в музей Надеждой Ламановой, на котором хорошо читалось клеймо, заведующая отделом тканей ГИМ в 1934-1961 гг. Л. И. Якунина стала работать над атрибуцией всей музейной коллекции шалей. В 1941 году она издала результат исследований и открыла историю создания и производства изделий. Благодаря ей в научный оборот был введен сам термин «мерлинские шали».

Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. Первая половина XIX в.
Шаль. Мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. Первая половина XIX в.

А что же Надежда Петровна Ламанова? Она, так же как и Надежда Аполлоновна Мерлина, удостоилась высокого звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Фёдоровны. Обеих связывала Нижегородская земля: Ламанова родилась в 1861 году в деревне Шутилово Нижегородской губернии, а Мерлина создала свою мануфактуру в Лукояновском уезде. Обе были новаторами своего времени: Мерлина прославилась уникальной технологией ручного ткачества, позволявшей создавать буквально произведения искусства, а Ламанова вошла в историю моды как самобытная закройщица и модельер, тонко чувствовавшая женскую фигуру.

И, как и шали Мерлиной, несколько платьев работы Ламановой хранятся в Историческом музее. Одно из них прямо сейчас можно увидеть в отдельной витрине на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города».

Платье работы Н. П. Ламановой на выставке. Фото PS Culture Благодарим Армине Макичян и Ольгу Гордееву за материалы.
Платье работы Н. П. Ламановой на выставке. Фото PS Culture

Благодарим Армине Макичян и Ольгу Гордееву за материалы.