Два портрета императора Николая I, гравированные священником Андреем Смирновым — Блог Исторического музея

Два портрета императора Николая I, гравированные священником Андреем Смирновым

Мало кто знает о существовании в собрании Исторического музея двух портретов императора Николая I, выполненных в технике эгломизе (особом способе создания изображения на стекле с использованием золотой фольги и краски). Именно об этих портретах, ранее неизвестных зрителям, и пойдет речь.

В фонде «Силуэт» отдела изобразительных материалов хранится портрет императора Николая I, выполненный в технике эгломизе по оригиналу Дж. Доу (1828 г.).

Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,вторая четверть XIX века
Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,
вторая четверть XIX века

Портрет был куплен на торгу и поступил в собрание Исторического музея в 1907 году. Под изображением российского императора есть подпись: «Николай Первый Император и Самодержец Всероссийский. Грав. Села Крестобогородского Яросл. Губ. и уезда Священник Андрей Смирнов». Следовательно, автором изображения является священник Андрей Смирнов из села Крестобогородского Ярославской губернии. Это село, расположенное на живописном холме, ныне является территорией города Ярославля. Каменная Крестобогородская церковь (она же Церковь Ризоположения в Крестах), построенная в 1760 году на месте прежней деревянной церкви XVII века, стоит и по сей день. Священник Андрей Смирнов, служивший в этом приходе, скорее всего, был человеком не только художественно одаренным, но и передовым, так как освоил такую непростую и трудоемкую технику, как эгломизе.

На обороте портрета Николая I мы видим дарственную надпись, выгравированную на тонком листе металла.

Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,вторая четверть XIX века. Оборот
Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,
вторая четверть XIX века. Оборот

Текст надписи следующий: «Высокопреосвященнейший владыко! Сыновья любовь и всегдашняя расположенность побудили меня приветствовать Вас в сей тезоименитый день Ваш, простите сию дерзновенность и не отвергните того, что служит приращением всякого достоинства. Ибо любовь подчиненных есть основание его. Почитая и уважая Ваше архипасторство и ничего другаго не нахожу и не имею, чем бы мог достойно почтить тезоименитый день Ваш, кроме трудов моего усердия. Ибо знаю, что для чистой души, чистое усердие паче всякого приношения. Посему ласкаясь сей благотворительной надеждой, всеусерднейше прошу Вас Высокопреосвященнейший Владыко тезоименитый отец и Архипастырь! Принять сей посильнейший плод трудов моих для Вас единственно посвященный. Вашего высокопреосвященства усерднейший послушник Ярославской округи села Кретобогородского иерей Андрей Смирнов». Из текста становится понятно, что портрет императора, выполненный священником Андреем Смирновым («посильнейший плод трудов моих»), был подарен им некоему владыке в день именин («тезоименитый день Ваш»). Обращение «высокопреосвященнейший владыко» в православной традиции принято по отношению к архиепископу или митрополиту. Возникает вопрос: какому владыке был преподнесен в дар этот портрет? Внимательно читая и анализируя текст, можно заметить, что в дарственной надписи есть обращение «тезоименитый отец», из чего можно предположить, что владыка, которому был подарен портрет императора, был тезкой дарителя, тогда его имя — Андрей. Портрет был создан в эпоху правления императора Николая I. Среди ярославских архиепископов николаевского времени числится архиепископ Евгений (Казанцев) (1778–1871), в миру — Андрей. Архиепископ Евгений прожил долгую жизнь — 93 года, был архипастырем во многих российских губерниях. Его служение в Ярославской и Ростовской губерниях продолжалось с 1837 по 1853 гг. Тем не менее нельзя однозначно утверждать, что изучаемый портрет был подарен именно архиепископу Евгению, так как в тексте дарственной надписи нет указаний конкретного имени и нет никаких доказательств того, что архиепископ мог праздновать день памяти Святого покровителя своего мирского имени.

Итак, в результате исследования выяснилось, что портрет императора Николая I, выполненный в технике эгломизе, был создан священником Крестобогородской церкви Андреем Смирновым и подарен на именины архиепископу или митрополиту. Есть предположение, что это мог быть архиепископ ярославский и ростовский Евгений (Казанцев).

Помимо описанного портрета в фонде «Силуэт» есть еще один аналогичный портрет Николая I, выполненный в технике эгломизе по оригиналу Дж. Доу.

Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,вторая четверть XIX века
Смирнов А. Портрет императора Николая I. Ярославская губерния,
вторая четверть XIX века

Он поступил в собрание Исторического музея в числе предметов из коллекции П. И. Щукина в 1905 году. Согласно инвентарной книге, ранее портрет находился в деревянной раме («рама деревянная, глубокая»), которая на сегодняшний день утрачена. Надпись на этом портрете следующая: «Николай первый. Грав. села Крестобогор. Iерей Андрей». Почерк тот же, что и в подписи к портрету, подаренному архиепископу. Следовательно, перед нами вторая работа священника Ярославской губернии Андрея Смирнова. Оборот данного портрета, к сожалению, не сохранился. Если сравнить этот портрет императора Николая I с портретом, описанным выше, то мы заметим, что портрет, подаренный архиепископу на именины, заметно уступает в художественном отношении портрету из коллекции П. И. Щукина. На портрете, подаренном архиепископу, довольно небрежно сделан фон, не очень подробно изображены награды и мундир императора. Лицо и прическа Николая I на портрете из коллекции П. И. Щукина, выполнены более подробно, выгравированы даже ресницы. С чем связана разница в качестве исполнения двух произведений одним и тем же автором, сказать сложно. Также пока нельзя определить, какой из портретов сделан раньше, а какой позже.

Несмотря на то, что в истории создания и бытования портретов еще остаются загадки, очевидно, что в собрании ГИМ хранятся два удивительных памятника — портреты императора Николая I, созданные в технике эгломизе в XIX веке священником Ярославской губернии Андреем Смирновым.