Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп — Блог Исторического музея

Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп

Витрины пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» рассказывают не столько об образах для походов в театр, сколько о торжественных, вечерних, нарядных выходах, об особенных событиях, которыми всегда богаты большие города.

В витрине в холодных тонах соседствуют две вещи из совершенно разных эпох. Первая — вечерняя ротонда из 1860-х гг.

Ротонда (справа)
Ротонда (справа)

Ротондой называли длинную, до щиколоток, женскую накидку без рукавов с прорезями для рук. Слово пришло в русский язык через французский, происходит от итальянского «rotonda» и восходит к латинскому «rotondus» — круглый.

В реставрационной мастерской в процессе подготовки к экспонированию
В реставрационной мастерской в процессе подготовки к экспонированию

Этот вид верхней одежды не имел принципиальных отличий от старинного клока или салопа, был в моде во второй половине XIX века, свидетельство чему — упоминания в художественной литературе и в периодических изданиях, в том числе в № 9 журнала «Мода» за 1863 год. Ткань, рисунок вышивки и украшения выбирались очень тщательно, чтобы накидка гармонировала с бальным костюмом.

Второй предмет — вечерний кейп 2022 года, созданный специально для выставки дизайнером Леонидом Алексеевым (House of Leo). Дизайнер попытался переосмыслить моду полуторавековой давности и, вдохновившись образом ротонды середины XIX века, создал современный кейп, который стал «парой» музейному экспонату. По словам дизайнера, мастера House of Leo вручную расшивали накидку несколько месяцев.

Бренд House of Leo работает как кутюрный Дом, создавая уникальные предметы и мужского, и женского гардероба в традициях высокого шитья.

Кейп и брюки. Россия, Санкт-Петербург. HOUSE OF LEO. Кейп: Кашемир, вышивка пайетками, стеклярусом, стразами, бисером, шелковая ткань. Брюки: шерстяная ткань, полиэстер. Из архива дизайнера Леонида Алексеева

Кейп и брюки. Россия, Санкт-Петербург. HOUSE OF LEO. Кейп: Кашемир, вышивка пайетками, стеклярусом, стразами, бисером, шелковая ткань. Брюки: шерстяная ткань, полиэстер. Из архива дизайнера Леонида Алексеева
Кейп и брюки. Россия, Санкт-Петербург. HOUSE OF LEO. Кейп: Кашемир, вышивка пайетками, стеклярусом, стразами, бисером, шелковая ткань. Брюки: шерстяная ткань, полиэстер. Из архива дизайнера Леонида Алексеева

Кейп и брюки. Россия, Санкт-Петербург. HOUSE OF LEO. Кейп: Кашемир, вышивка пайетками, стеклярусом, стразами, бисером, шелковая ткань. Брюки: шерстяная ткань, полиэстер. Из архива дизайнера Леонида Алексеева

Стоит отметить, что посещение театра в XIX веке сильно отличалось от того, как в театр ходят сейчас. Во второй половине столетия главными российскими сценами были императорские театры: Мариинский, Александринский, Большой Каменный, Михайловский, Малый в Санкт-Петербурге, Большой и Малый в Москве. Целые ложи или отдельные места в ложах можно было выкупить на весь сезон. В театр приходили зачастую не на весь спектакль, а иногда на одно действие, могли и вовсе заскочить на единственную арию. Кстати, гардероб в императорских театрах был платным.

Ротонда вечерняя. 1860-е гг. Россия. Бархат, шелковая ткань, плетеное шелковое кружево, аграмант из сутажа, шнура и стекляруса. ГИМ
Ротонда вечерняя. 1860-е гг. Россия. Бархат, шелковая ткань, плетеное шелковое кружево, аграмант из сутажа, шнура и стекляруса. ГИМ

Ложи в императорских театрах Петербурга всегда блистали массивными драгоценностями, однако их масштаб подчас был обусловлен не жаждой продемонстрировать богатство, а вынужденной мерой. Вечерний театральный дресс-код для дам в ложах предполагал глубокое декольте, которое не все готовы были демонстрировать, и дамы занавешивались бриллиантами и жемчугом. Впрочем, в партере и тем более на ярусах декольтироваться было совсем не обязательно.

Спектакль в Большом театре. Хромолитография из книги «Описание священнейшего коронования их Императорских величеств государя императора Александра II и государыни императрицы Марии Александровны всея России в 1856 г.»
Спектакль в Большом театре. Хромолитография из книги «Описание священнейшего коронования их Императорских величеств государя императора Александра II и государыни императрицы Марии Александровны всея России в 1856 г.»

Выставка открыта до 13 февраля 2023 года.

Благодарим куратора выставки Тима Ильясова за предоставленные материалы.