Советская графика второй половины двадцатого века нечасто становится темой для реставрационных публикаций. Авторская графика этого периода с реставрационной точки зрения представляет бесспорный интерес и сложную задачу. Этот материал предлагает реставратору целый комплекс условий-ограничений, с учетом которых формируется программа реставрационного задания. Среди них: разнообразные по качеству, часто кислые, бумажные основы; смешанные традиционные техники исполнения или новоизобретенные художественные материалы; нестойкий к воде красочный слой; синтетические клеи и клейкая лента/скотч. Все вышеперечисленные моменты коллективу сектора реставрации графики ГИМ удалось «прочувствовать» в ходе подготовки к выставке рисунков и автолитографий художника В.В. Богаткина (1922-1971), приуроченной к его столетнему юбилею.
Владимир Валерианович Богаткин прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь. По рождению москвич, первые шаги в искусстве делал в студии А.И. Кравченко, в Москве. Не исключено, что занятия под руководством выдающегося мастера графики не только привили любовь к этому виду изобразительного искусства, но и определили дальнейшее развитие как художника. Позже, в Ленинграде, в 1940-м году, окончил среднюю художественную школу при Академии художеств, где занимался у А.Н. Либерова, П.П. Казакова и А.Д. Зайцева. Посещал мастерскую М. В. Нестерова, с которым познакомился в последние годы жизни художника.
![Портрет В.В.Богаткина.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-convertpop67kbohkln.jpg)
В отпущенные 49 лет «уместились» участие в Великой Отечественной войне, которую прошел как военный художник до Берлина, Членство в Союзе художников, работа в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, присвоение звания «Почетный грековец», участие в многочисленных выставках, творческие командировки по всему Союзу, бесчисленное количество иллюстраций для периодических изданий, книг, открыток и даже марок. Первое участие в выставках состоялось в 17 лет, а обширное творческое наследие художника-графика, акварелиста, живописца, книжного иллюстратора, театрального художника стало частью многих музейных и частных собраний России и зарубежья. И вот, к столетнему юбилею замечательного советского художника Исторический музей и Академия Сергея Андрияки рады пригласить всех неравнодушных к графическому искусству увидеть воочию листы, ставшие предметом данного сообщения.
ГИМ хранит свыше четырехсот произведений В.В. Богаткина. Среди них рисунки и автолитографии, посвященные теме войны (хроника событий и ее участники), пейзажи, в том числе городские и индустриальные, большие стройки послевоенного времени. В рамках подготовки к выставке в музейную мастерскую реставрации графики поступила группа из 17 произведений. Хронологические рамки создания работ 60—70-е годы 20 века. Эта выборка своеобразная квинтэссенция творчества мастера, позволяющая составить целостное представление о художнике и времени, в котором он жил и работал: оригинальные рисунки, автолитографии, эскизы к иллюстрациям. Мастерски выполненные в реалистической манере все их объединяет удивительное жизнелюбие и энергия, которыми проникаешься и …веришь. Наверно это закономерно для работ автора, чьим творческим кредо было:
«Труд – главное в жизни человека и особенно художника, какими бы способностями он ни обладал».
Произведения выполнены на разных видах бумаг. Со следами поверхностного загрязнения и неравномерного пожелтения, местами до бурого. С разнообразными сгибами, разрывами, утратами основы по краям, наклейками из скотча, который был использован в качестве монтировочного средства.
Самостоятельные станковые графические произведения и подготовительные эскизы В. В. Богаткина вне зависимости от техники исполнения объединяет твердость и точность руки рисовальщика, экспрессивность, но при этом внимание к деталям. Опыт военного художника и владение спецификой репортажной скетчевой зарисовки, требующей безошибочной верности глаза и руки, а также известной скорости, сообщил особенную выразительность и искренность звучания работам художника. Даже в живописных большеформатных акварелях, выполненных по мокрому листу «код» линии превалирует («Северные дали», «У причала»).
![«Северные Дали» (до реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-qnbum1jj1a7rc.jpg)
![«Северные Дали» (после реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-hpvpmqtlpgtu.jpg)
Уверенность линий в контуре и штрихе поддерживается использованием нового для того времени специфического художественного материала – фетра или фетрового карандаша.
Это первоначальное, историческое название хорошо известного нам фломастера — помещенный в пластиковый корпус гигроскопический материал (фетр/войлок/нейлон), пропитанный красителем с пишущим узлом на конце.
Первый фетровый карандаш появился в 1942 году в Японии. Его изобретателем стал Юкио Хори сотрудник компании «Tokyo Stationery Company». Однако, в производство это изобретение было запущено только 18 лет спустя, в 1960 г. Технологию у японцев выкупила немецкая фирма «Edding» под торговой маркой «Flo-Master». Наконечник, который обеспечивал равномерное и аккуратное вытекание чернил, немцы изготавливали из войлока. В Советском союзе фломастеры появились в начале 1970-х и сразу же стали необыкновенно популярны. Первые были восточноевропейского производства. Имели место и отечественные аналоги. Косвенным свидетельством этой популярности можно привести кадр из фильма Т.М. Лиозновой «17 мгновений весны», где Штирлиц рисует портреты немецких бонз фломастером, который… еще не был изобретен.
![Кадр из фильма Т.Лиозновой.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/2_shtirlic-scaled.jpg)
Киноляп, но то, что лаконичные рисунки держат драматизм и эмоциональный накал в кадре — неоспоримый факт. Нам удалось разыскать в интернете фото двух наборов фетровых карандашей производства машиностроительного завода им. С. М. Кирова в г. Копейск Челябинской области.
![Фото упаковки фетровых карандашей производства г.Копейск.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/3.1_fetrovye_karandashi_kopeĭsk-scaled.jpg)
![Фото оборота графических листов с указанием техники исполнения](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-snh6w6s6gwoks.jpg)
Обращает внимание, что на упаковках отечественных фетров наряду с запатентованным «буржуазным» названием ФлАмастер напечатано адаптированное для советского человека название Фетровый карандаш.
Художественным достоинством этого материала является широкая, плотная, насыщенная «плакатная» линия. Выразительность тушевого рисунка, но гораздо комфортнее в процессе работы для исполнителя. Неудивительно, что В.В. Богаткин как художник-график и в прошлом военный художник увлеченно его использовал. Фетр появляется не только в самостоятельном или подготовительном варианте, в авторской подписи, акцентами в акварельных работах, но и имитацией в автолитографиях.
В эскизе цветной вкладки для журнала «Молодой колхозник» № 1 за 9161 год: «Будапешт вид с горы Геллерт», «Колонна машин автопробега «За мир и дружбу в пути», «Новый центр Бухареста» мы встречаем сочетание автолитографской имитации рисунка фетром, сам фетр в отдельных элементах изображения и акварельную раскраску.
В процессе реставрации рисунков выяснилось, что фетр не терпит прямого увлажнения, но совершенно не реагирует на спирт и другие растворители (ацетон, бензин). Таким образом, всем реставрационным процессам на предметах графики В. В. Богаткина с присутствием фетрового карандаша: для всех авторских подписей и элементов изображений, предшествовало закрепление.
Интересны примеры двух листов Богаткина одной серии, один из которых черно-белый рисунок мягким графитным карандашом («Бухара. Двор мечети.»), а другой («Бухара. Улица и кошка») — литография.
![«Бухара. Двор мечети» (До реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-bva0amgnofh.jpg)
![«Бухара. Улица и кошка» (До реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-9hbegjbeybyys4lm.jpg)
Применение разработанной общей методической схемы реставрации для этой серии в каждом из этих листов имело свои особенности как в процессе работы, так и в конечном результате. Отличие техник исполнения (оригинальный рисунок и печать), основ и, наконец, разный состав и вид клеевых загрязнений определили различия в продолжительности воздействия набора химических реактивов, или их сочетаний, на следы устойчивых загрязнений, эффективность их удаления, реакции основ.
В частности, на карандашном рисунке «Бухара. Двор мечети». СССР. 1968 г. основной проблемой оборотной стороны была стойкая клеевая потемневшая полоса предположительно от медицинского лейкопластыря по верхнему краю и подверженный истиранию жирный мягкий графит в качестве изобразительного материала.
Еще на стадии первичной очистки стало ясно, что клей с лицевой стороны невозможно выбрать механически без повреждения фактуры основы. А клеевая полоса оборота проникла в толщу и затвердела, образовав прямоугольное пятно на рисунке в области рамки. Сохранение «воздуха белого листа» (В.А. Фаворский) потребовало как щадящую механическую очистку (без применения ластиков), так и внимательности при накладывании компрессов, чтобы избежать «смазывания» красочного слоя. Тем более, что рисунок поддавался растворителям, и стремился мигрировать вместе с затеками от реагентов. А сцепление с основой серого холодного пигмента графита заметно ослабевало.
Устойчивое клеевое загрязнение было удалено в соответствии с общей схемой чередования компрессов из композиции сменяющих друг друга летучих растворителей.
![«Бухара. Двор мечети» (После реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-vxhctxc2pfqjb-1.jpeg)
В работе с листом «Бухара. Улица и кошка». СССР. 1969 г. печатная техника классической литографии и отсутствие фетра исключили риски для красочного слоя. Дали возможность промывок и работы водными растворами реактивов. Деструктирующее воздействие клея было устранено, а общая тональность основы выровнена.
![«Бухара. Улица и кошка» (До реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-w9xark8nlgaz.jpg)
Отдельно следует остановиться на листах в смешанной авторской технике, сочетающей разные виды нестойких к воздействию воды красящих материалов: акварель, акварель с белилами, фетровый карандаш: «На Днепре в 43 году», из серии «Дороги войны»; «Красноярская ГЭС строится». Или автолитографский оттиск с доработкой изображения все теми же неводостойкими материалами «Май. Целиноград строится».
![«На Днепре в 43-году. Серия „Дороги войны“» (лицевая сторона до реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-kzbvbwcrhj.jpg)
![«Красноярская ГЭС строится» (До реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-ndcsmpqhvxzs4.jpg)
В реставрации каждого из трех приведенных листов из-за специфики техники пришлось прибегнуть к использованию вакуумного стола. Две большеформатные акварели на толстых бумагах с сильно выраженным неравномерным пожелтением «Днепр. 1943 год» и «Красноярская ГЭС» промывались с оттяжкой на вакуумном столе, после предварительного закрепления авторских подписей и нестойких к воздействию воды участков изображения, выполненных фетровым карандашом. В случае с «Днепром…» также до промывки от желтизны на вакуумном столе были проведены обработки следов от скотча. А с оборота акварели «Красноярская ГЭС…» перед промывкой на вакуумном столе был удален густой стекловидный слой водорастворимого дублировочного клея. Промывка акварелей на вакуумном столе на увлажненных подложках из фильтровальной бумаги велась в течение двух дней. Уже после высыхания с локальным увлажнением и подсушиванием проводилась подклейка разрывов, восполнение утрат, разглаживание и укрепление сгибов.
![«На Днепре в 43-году. Серия „Дороги войны“» (лицевая сторона после реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-aw1lw6tdc1.jpg)
![«Красноярская ГЭС строится» (После реставрации, лицо и оборот)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-ljb4kmex4ahr2q9u.jpg)
Реставрация листа «Май. Целиноград строится» проводилась также с использованием вакуумного стола. Поставленная реставрационная задача заключалась в устранении многочисленных вертикальных сгибов и изломов основы, без сплошного дублирования. Смешанная техника исполнения листа обусловила необходимость проведения всех реставрационных операций в полусухом состоянии.
![«Май. Целиноград строится» (До реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-ofio7rbv9uacg.jpg)
![В процессе реставрации](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-kluwnesfaxpk.jpg)
В первый момент было сложно представить каким образом провести технически несложную операцию по разглаживанию и укреплению с оборота каждого из многочисленных изломов. Помог опыт с промывкой на подложках с умеренной тягой двух больших акварелей. Далее очень быстро, приподнимая пленку участками, каждый излом был пропитан с кисти клеем из пшеничного крахмала, выглажен косточкой и укреплен реставрационной прозрачной японской бумагой типа паутинка.
![«Май. Целиноград строится» (После реставрации)](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2022/10/imgonline-com-ua-compressed-qu40fbwerlvk7.jpg)
Многие листы В. В. Богаткина — смелое и подчас неожиданное сочетание в одном произведении нескольких техник. Неповторимый виртуозный творческий почерк и яркая индивидуальность, характеризующие именно этого автора. Необходимое для реставраторов исследование составляющих компонентов авторской техники стало отдельным захватывающим процессом. Изучение под многократным увеличением в микроскоп разных участков изображения на разных листах В. В. Богаткина, проведение необходимых проб красочного слоя, консультации с именитыми художниками-графиками, Т. Д. Ковригиной (Член Союза Художников СССР, главный художник Комбината графического искусства, Друг и даритель Государственного Исторического музея) и А. И. Бакановым (Член Союза художников России, в 1970-1980г. г., активно работавший в Доме творчества «Челюскинская», участник всесоюзных и всероссийских и областных выставок эстампа, зональной выставки «Подмосковье», участник проекта редакции журнала «Наше Наследие» «Очарованный странник»), не дают возможности со 100% уверенностью определить каждый из компонентов этого микса*. По сути, столь же индивидуального, как и авторская манера. Предположительная цветная «печатная основа» (авторский литографский перевод, цветной или монохромный, с корнпапира или камня) с прокраской акварелью, собирающейся на участках с литографской печатью каплями-крапинами или акварель «по-мокрому» с контурами фигур, отдельными акцентами или излюбленным мотивом нервных вертикалей телеграфных столбов с линиями проводов, вычерченных черным, коричневым или бурым фетровым карандашом, или крайне подвижные при увлажнении красители ярко-бирюзового и кораллового тонов.
При этом открытым остается вопрос: почему в не вызывающем сомнений свободном рисунке эскизных зарисовок в монохромной серии, посвященной хронике «ХХII съезда КПСС», нестойкого к воде выразительного фетра вдруг при проведении предреставрационных проб неожиданно оказывается… отпечатком?.. или все же оригинальным рисунком фетровым карандашом, но, заполненным неизвестным перманентным красителем?… Не исключено, что стойкий к воде краситель мог быть как разведенной до более жидкого состояния литографской краской, так и «композитом» — результатом творческого поиска художника…
Увлекательный опыт работы с графическими листами В. В. Богаткина в секторе реставрации графики Исторического музея подтверждает, что реставрационный процесс на произведениях графики ХХ века предполагает не только уверенное применение традиционных методик и приемов с соблюдением безусловной повышенной осторожности, но и привлечение новых реставрационных технологий. Особенно в случаях с авторской графикой, поскольку это переносит нас в «пространство творческого эксперимента» художника и ожидает от нас реставраторов-практиков и исследователей такой же гибкости и нестандартных подходов.
Юбилейная ретроспектива к 100-летию художника в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, на которой представлены отреставрированные работы, откроется 20 октября.
Авторы — Анна Коневцева и Ольга Третьякова, реставраторы произведений графики ГИМ