История фирмы Фаберже — яркий пример того, как в Санкт-Петербурге с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью могла появиться и под высочайшим императорским покровительством творить целая плеяда золотых и серебряных дел мастеров, создавших на рубеже XIX — XX вв. особый петербургский стиль.
Густав Фаберже приехал в Петербург в 1830-е гг. и занялся ювелирным делом, обучившись у ювелира Спигеля. 22 октября 1842 года он открыл магазин и небольшую мастерскую, в которой делали вполне обычные для того времени украшения.
Сын Густава, Карл, получил блестящее художественное, ювелирное и коммерческое образование. Он окончил немецкую школу Св. Анны в Петербурге, затем коммерческую школу в Дрездене и коммерческий колледж в Париже. Параллельно юноша учился ювелирному делу у отца, а также у его партнера и друга Х. Пендина, потом во Франкфурте-на-Майне у известного мастера Й. Фридмана.
В 1861–1864 гг. Карл посещал музеи Западной Европы, изучал ювелирные собрания Дрездена, Парижа, Лондона, Флоренции. Он был коллекционером, прекрасным знатоком и ценителем музыки, живописи, нумизматики. С 1864 года Карл Фаберже начал работать в фирме отца вместе с Х. Пендиным, А. Хольстремом, В. Раймером. С 1867 года он безвозмездно занимался реставрацией изделий «с серьезными повреждениями» в Императорском Эрмитаже, в Отделении древностей и драгоценных вещей.
В 1872 году родители передали дела старшему сыну, и в 26 лет он начал свою ювелирную карьеру. Мастерская изготавливала «неуклюжие золотые браслеты, модные в то время броши и медальоны с цепочками… камнями или эмалью».
Уже через 2 года мастерская начала поставлять ювелирные изделия Кабинету его императорского величества. Карл Фаберже, художник, талантливый предприниматель, гений ювелирного рынка, тонко чувствовал эпоху и чутко реагировал на потребности заказчиков из разных сословий. За десять лет под его руководством фирма обрела собственный стиль, вошедший в историю как «стиль Фаберже».
Постепенно с увеличением количества заказов возникла необходимость в расширении производства. Для работы привлекались лучшие ювелиры Петербурга — М. Е. Перхин, Г. Вигстрём, Ю. А. Раппопорт, С. Вякева, Г. Ньюканнен, А. Неваляйнен, В. Аарне, Я. Армфельд и другие. Они трудились в автономных мастерских, имели право на свое собственное клеймо, с обязательством выполнять изделия по рисункам и моделям фирмы К. Г. Фаберже и исключительно для нее.
Карл Густавович принимал участие в создании ювелирных изделий, наблюдал за процессом изготовления цветных эскизов и восковых моделей. С 1882 года к работе на семейном предприятии в качестве художника-композитора присоединился младший брат Карла Агафон Густавович Фаберже (1862–1895), прекрасно образованный и талантливый художник, по «натуре живой и впечатлительный». Его, в отличие от старшего брата, поклонника классических стилей, интересовали и вдохновляли не только западное искусство и восточная культура, но также природа и новые стилевые направления. По его рисункам было исполнено много вещей, в том числе objets de vertu (с французского «произведения искусства») и objets de fantaisie (с французского «фантазийные, оригинальные»).
Период совместной работы братьев — наиболее яркий в истории фирмы, его отличают разнообразие идей, тем и сюжетов, а также особая стилистика, присущая фирме «Фаберже». Прекрасное знание истории искусства позволило им блестяще интерпретировать в духе времени разные стили.
Известность предприятию выдающегося ювелира принесли эмалевые работы, выполненные в особой мастерской, которой руководил Н. А. Петров. Блестящий знаток своего дела, он не имел специального образования и учился у отца, эмальера А. Ф. Петрова. Этому талантливому самородку фирма К. Г. Фаберже обязана возрождением искусства «пойманного цвета» —использованию уникальной палитры прозрачных и полупрозрачных эмалей (более 120 оттенков) на гильошированном фоне. Даже французские мастера признавали, что в Париже не могут делать столь изящные эмалевые вещи.
Сотрудники фирмы также увеличили палитру золота, кроме традиционного — желтого, зеленого, красного, белого, — известного еще с XVIII века, они использовали голубое, оранжевое и серое.
В 1900 году лучших мастеров Карл Густавович собрал в четырехэтажном здании на Большой Морской улице, в доме 24. Там жила его семья, размещались мастерские, магазин, библиотека, а также дизайн-студия для художников и модельеров. Ассортимент изделий фирмы был очень широк, и диапазон отличался необычайным разнообразием — украшения, предметы быта и туалета, часы, портсигары, скульптура, посуда, фигурки из камня, букеты цветов, objects de fantaisie.
Мировую славу компании принесли драгоценные пасхальные яйца с сюрпризами, поражающие оригинальностью замысла, фантазией, исключительным мастерством, многообразием ювелирных приемов, богатством палитры драгоценных камней, эмалей, золота. Они по праву считаются эталонными памятниками всемирного ювелирного дела и являются художественным воплощением «великого синтеза» всех видов искусства, к которому стремились художники того времени. В 1885 году император Александр III подарил Марии Федоровне драгоценное яйцо с сюрпризом, ставшее первым в знаменитой серии. Подарок имел успех, главе фирмы было высочайше пожаловано звание придворного поставщика.
Подробнее об истории прославленного ювелирного дома читайте в книге «Карл Фаберже и эпоха русского ренессанса»