В октябре 1956 года собрание ГИМ пополнилось удивительной коллекцией, состоящей из необычных произведений изобразительного искусства, созданных из природных материалов: кусочков коры, сухой листвы, мха и др.
В коллекции насчитывается 18 произведений, в том числе 16 миниатюрных пейзажей и 2 коллажа. Размер самого крупного пейзажа – 5, 5 х 7,5 см. Каждое миниатюрное произведение аккуратно окантовано и помещено под стекло.
Автор необычных миниатюр – Антон Матвеевич Карпенко-Логвинов.
Представлялось необычайно интересным узнать что-либо об этой коллекции и ее авторе. Краткие сведения об Антоне Матвеевиче и об истории создания пейзажей стали известны из пояснительной записки, которая поступила в отдел ИЗО вместе с миниатюрами.
Автор этой записки – Мария Антоновна Полак, дочь художника. Внимательно прочтем текст пояснительной записки (авторская орфография и пунктуация сохранены): «Работал над этими миниатюрами Антон Матвеевич Карпенко-Логвинов (1851-1925). Образование имел юридическое. Никакого художественного образования не имел. Был полной одиночкой. Все создавал из фантазии – без копирования. Постоянный накапливал материал, и, уже на склоне лет, начал создавать свои картины постоянно совершенствуясь. Наилучшие сделал уже стариком, во время перехода на пенсию, когда он получил для этого свободное время. Принципиально он не пользовался для работы совершенно никакими красками, желая употреблять материалы (сухие растения и кору деревьев) только, как дала природа. Фоны – из цветной бумаги. Инструмент – перочинный ножик. Передается для экспозиции в Московский Исторический музей по мысли и желанию внука А.М. Карпенко-Логвинова – Александра Иосифовича Полак, умершего 23 июня 56 года 44 лет. Прошу в пояснении при экспозиции упомянуть именно его имя, так как являюсь только передатчицей. Александр Иосифович Полак был доцент, автор многих работ, напечатанных в докладах «Академии наук» – по новейшим отделам высшей математики. Дочь А.М. Карпенко-Логвинова М. Полак 27 сент.56 г.».
К счастью, вместе с удивительными работами из природных материалов в собрание ГИМ поступило также фото их автора, Антона Матвеевича, и теперь мы знаем, как он выглядел. Фотография была сделана в Константинограде около 1897 года в ателье Ткачукова.
К сожалению, подробной информации о биографии Антона Матвеевича Карпенко-Логвинова найти пока не удалось.
Помимо красоты миниатюрных пейзажей восхищение вызывает терпение и кропотливость, с которыми пожилой человек подбирал материалы, складывал их словно мозаику и создавал картины. Следует отметить, что одновременно с необыкновенным терпением Антон Матвеевич, будучи юристом по образованию, обладал также незаурядным художественным даром. С помощью различных оттенков листвы, коры и мхов автору великолепно удавалось достичь эффекта воздушной перспективы, отразить время года. Например, на одном из пейзажей изображена суровая северная природа.
Такое ощущение возникает у зрителя благодаря холодному розовому фону.
Во многих пейзажах А.М. Карпенко-Логвинов использовал архитектурные мотивы, изображал фантастические здания и постройки, напоминающие храмы.
Ряд пейзажей А.М. Карпенко-Логвинова находится в собрании Государственного Эрмитажа. Но ни один из них не повторяет работы, хранящиеся в собрании ГИМ. Хотя выбор материала был совсем невелик, безграничная фантазия позволяла художнику-любителю создавать интереснейшие произведения, кажущиеся на первый взгляд живописными работами. В этом их особая притягательность.