Эта история связана с тульским Казанским храмом (не сохранился). Один из первых каменных храмов в Туле, он был построен в 1646-1649 гг. рядом с Кремлем взамен деревянной церкви Архистратига Михаила на средства царской казны. Храм был отмечен ценными царскими вкладами: в 1662 году Алексей Михайлович пожертвовал серебряное кадило, в 1665 году – серебряную икону, «образ Пресвятые Богородицы Казанские».
На иконе была надпись: «СЕЙ С(ВЯ)ТЫЙ ОБРАЗ ПРЕС(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ ВЕЛИКИИ Г(ОСУ)Д(А)РЬ Ц(А)РЬ И ВЕЛИКИЙ КН(Я)ЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧЬ ВСЕА ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОСИИ САМОДЕРЖЕЦЪ И ЕГО БЛГОЧЕСТИВАЯ Ц(А)Р(И)ЦА И ВЕЛИКАЯ КН(Я)Г(И)НЯ МАРЯ ИЛЬИЧНА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ И МНОГОЛЕТНЯГО ЗДРАВИЯ С(Ы)НА СВОЕГО Г(ОСУ)Д(А)РЕВА Г(ОСУ)Д(А)РЯ Ц(А)Р(Е)В(И)ЧА И ВЕЛИКОГО КН(Я)ЗЯ СИМЕОНА АЛЕКСЕЕВИЧА ПРИЛОЖИЛИ К ОБРАЗУ ПР(ЕСВЯ)ТЫЯ ВЛ(АДЫ)Ч(И)ЦЫ Н(А)ШЕЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ КАЗАНСКИЕ В СОБОРНУЮ Ц(Е)РКОВЬ ЧТО НА ТУЛЕ ЛЕТА (1665) Г IЮНЯ ВЪ 29 Д(Е)НЬ». Вклад был сделан в честь рождения царевича Симеона Алексеевича.
Два с половиной столетия царские дары хранились в Казанской церкви, однако в 1903 году при проверке церковного имущества они не были обнаружены. Виновником утраты иконы оказался священник Александр Лебедев, не представлявший ее древности и ценности и отдавший икону неизвестному старьевщику за пожертвование.
Расследование пропажи безуспешно продолжалось полтора года, как вдруг 23 августа 1904 на имя епископа Тульского и Белевского Питирима поступило письмо с Нижегородской ярмарки от Андрея Титова. Известный ярославский коллекционер сообщил, что «в Ярмарке продается икона, принадлежавшая в XVII веке Тульскому Казанскому собору» и что продавец просит за нее 700 рублей.
В этот же день Тульская духовная консистория телеграфировала полицмейстеру Нижнего Новгорода с просьбой «отобрать» на ярмарке похищенную икону. С виновника утраты А. Лебедева было взыскано 700 рублей, 28 августа деньги были отправлены в Нижний. Уже 8 сентября староста Казанской церкви расписался в получении вновь обретенной святыни. Казалось бы, история закончилась благополучно, икона вернулась в предназначенное для нее место и должна была там остаться.
Но грянула революция. С приходом новой власти храмы стали закрываться. В 1922 году из Казанской церкви было изъято более 16 пудов серебра, а в 1929 г. храм был разрушен. Память о нем сохранилась в названии тульской Казанской набережной, а все реликвии утрачены безвозвратно. Во всяком случае, в этом были уверены все исследователи. Однако не так давно царские дары были обнаружены в собрании Исторического музея.
Разыскивая в фондах Исторического музея предметы, связанные с Тулой, сотрудник филиала Исторического музея в Туле В. Грызлова обратила внимание на одну фотографию. На ней изображен тройной складень с иконой Казанской Богоматери в центре. На обороте фотографии есть надписи: «Икона Казанской Б. М. в Тульском соборе»; «К реферату А. А. Титова 7 октября 1904 г.». Внизу на иконе идет надпись в несколько строк, можно прочитать отдельные слова: «ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ…РОСИИ». В. Грызлова предположила, что на фото изображена та самая икона, которую царь Алексей Михайлович пожаловал в Казанский храм в Туле и которая впоследствии была утрачена.
Эта икона была передана в дар Историческому музею в 1905 году в составе коллекции москвича П. И. Щукина. Сейчас икона находится в экспозиции Государственного исторического музея.
Известный предприниматель и коллекционер Петр Иванович Щукин (1853-1912), приняв решение передать свою коллекцию из более чем 300 тысяч (!) предметов Российскому Историческому музею в Москве.
Серебряная гравированная икона – редчайший пример исполнения икон в этой технике, лишь считанное количество подобных икон дошло до наших дней. Лик Богоматери с крупными чертами и огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью. Художественное совершенство лаконичной композиции, свободный уверенный рисунок, заставляют предположить, что к исполнению царского заказа были привлечены лучшие мастера Московской Оружейной Палаты.
Пока остается загадкой, каким образом вновь обретенная икона всего через полгода попала в коллекцию П. И. Щукина. Как бы то ни было, благодаря этому икона сохранилась.
В коллекции П. И. Щукина обнаружился еще один предмет, пожалованный в Тульский Казанский храм царем Алексеем Михайловичем. Это серебряное кадило в виде храма, увенчанного крестом. По венцу резана надпись: «ЛЕТА З РО ИЮНЯ В ДЕНЬ ВЕЛIКIЙ ГДРЬ ЦРЬ И ВЕЛIКIИ КНЗЬ АЛЕЗIИ МИХАИЛОВИЧЪ ВСЕА РОСI САМОДЕРЖЕЦЪ ПОЖАЛОВАЛ СИЕ КАДИЛО В ЦРКВЬ ПРТИЯ ВЛДЧЦЫ НШЕЯ БЦЫ И ПРИСНО ДВЫ МРIИ … ЕЯ ОБРАЗА КАЗАНСКIЯ НА ТУЛУ В СОБОРЪ». Пока неизвестно, как это кадило попало в коллекцию П. И. Щукина.
Кроме того, в собрании ГИМа обнаружился еще один предмет, который связывали, хотя и бездоказательно, с именем царя Алексея Михайловича. Это небольшой серебряный потир. На потире, внутри поддона, оттиснуты слова на латыни: «ISTE CALIX TEMPLO MOILЕ AD ARAM BV DONATUS EST, EMPTUS FLO 60». («ЭТОТ КУБОК БЫЛ ПОДАРЕН К АЛТАРЮ ХРАМА БОГОМАТЕРИ, КУПЛЕН ЗА 60 ФЛО(РИНОВ)»). Изготовлен потир был в XVII в. в Киеве, а приобретен музеем в 1927 г. у частного лица.
Вот такие находки, связанные с Тулой, были сделаны в богатейшем собрании Исторического музея.