Советская сказка немецкого пионера — Блог Исторического музея

Советская сказка немецкого пионера

В 1935 г. вышла книга М. Остен «Губерт в стране чудес». В названии прослеживается аналогия с известной сказкой Льюиса Кэрролла. Вот только главный герой — не мечтательная Алиса, а немецкий пионер Губерт, и путешествует он не по волшебной стране, а по новому, единственному на тот момент государству победившего пролетариата — Советскому Союзу.
Губерт родился в 1923 г. в многодетной семье железнодорожника-коммуниста Иоганна Лосте из Саарской области. Осенью 1933 г. к Лосте приехали представители Коминтерна: советский журналист Михаил Ефимович Кольцов и немецкая писательница Мария Остен. Они собирали материалы о настроениях населения в связи с намечающимся референдумом по определению правового статуса Саарских земель. Вопрос, останутся ли богатые полезными ископаемыми земли под управлением Лиги Наций или будут присоединены к набирающей мощь Германии, волновал многие страны, в том числе и Советский Союз. Познакомившись с семьей Лосте, Кольцов и Остен предложили взять их сына Губерта в СССР, где пионер мог познакомиться с достижениями социализма в Стране Советов, а Остен — написать книгу о его впечатлениях.

Положение семьи Лосте было сложным. Среди саарцев преобладали прогерманские настроения, начались выступления против коммунистов. Согласие родителей отпустить сына объяснялось и тем, что уезжал он в «коммунистический рай» под покровительством ведущего журналиста СССР, известного общественного деятеля М. Е. Кольцова, который мог обеспечить их сыну хорошее образование и достойный образ жизни.

Приезд Губерта в СССР превратили в большую пропагандистскую акцию, которую широко освещала пресса. Мальчик всегда был в центре внимания — ездил по стране, встречался со знаменитостями. Его приглашали на заводы, во дворцы пионеров, школы, на различные праздничные мероприятия. Итогом этой кампании и стала книга М. Остен «Губерт в стране чудес» (М.,1935).
Немецкая журналистка, антифашистка Мария Остен (настоящая фамилия Гресхёнер) родилась в 1908 г. в городе Лемго, детство провела в Восточной Пруссии. В 1922 г. она переехала в Берлин, где увлеклась идеями социализма и в 1927 г. вступила в Коммунистическую партию Германии. Начала печататься под псевдонимом Остен (на немецком языке «Восток»), таким образом подчеркивая симпатию к СССР. В 1932 г. Остен познакомилась с сотрудником газеты «Правда» М. Е. Кольцовым. Вскоре у них начался роман: Мария приезжает в СССР, селится в квартире Кольцова в Доме на набережной, сопровождает его в журналистских поездках.

Михаил Ефимович Кольцов (настоящая фамилия Фридлянд) родился в Киеве в 1898 г. Учился в Психоневрологическом институте в Петрограде, но учёбу не окончил. С 1916 г. начал печататься в газетах. Принимал активное участие в революционных событиях 1917 года. В 1920–1930-х гг. с успехом публиковался во многих газетах и журналах: в СССР его называли «журналист № 1». По инициативе Кольцова в 1923 г. возродился существовавший до 1918 года литературно-иллюстрированный журнал «Огонёк». В возглавляемом Кольцовым Журнально-газетном объединении выходили популярные издания «За рубежом», «Советское фото», «За рулем» и «Крокодил». Михаил Ефимович принимал активное участие в жизни многих журналов — редактировал, писал статьи, придумывал новые серии, рубрики и даже слова. Например, своим рождением ему обязано известное слово, «викторина»: в 1928 г. в одном из выпусков журнала «Огонёк» он так озаглавил подборку ребусов и вопросов.

Кольцов не только занимался литературой, но и был неутомимым общественным деятелем, талантливым организатором. Именно ему принадлежит идея написания книги о мальчике из капиталистической страны, побывавшем в Советском Союзе. Благодаря положению журналиста в обществе стала возможна реализация этого проекта. Книга вышла как специальный номер журнала «Огонёк». Предисловие написал болгарский революционер Георгий Димитров, один из лидеров Коминтерна — международной организации, объединявшей коммунистические партии различных стран. После блестящих речей в защиту «коммунизма и самого себя» на Лейпцигском процессе Димитров стал широко известен и пользовался авторитетом. Автор предисловия отмечает, что книга «Губерт в стране чудес» адресована не только детям, но и взрослым, которые увидят «огромное различие между тем, что дает молодежи коммунизм, и тем, что из нее делает фашизм».

Книга состоит из небольших очерков, в которых Губерт рассказывает о своей семье, жизни немецких пионеров и путешествии по стране «победившего коммунизма».

Знакомство с Москвой он начинает с посещения Красной площади. Мальчик отмечает, что стены и башни Кремля ему хорошо знакомы по фотографиям из немецких коммунистических газет и он чувствует «себя как дома». Особенно поражает Губерта празднование Первого мая. Пионер сообщает, что уже в конце апреля Москву превратили в «громадную выставку». Город был украшен флагами, лозунгами, диаграммами, демонстрирующими достижения «во всех областях советского строительства». По всей Москве развешены красочные схемы строящихся линий метро и изображения уже готовых станций. В витринах магазинов выставлены портреты руководителей государства, ударников труда, писателей. Здания фабрик, клубов, учреждений оформлены гирляндами электрических лампочек. На Пушкинской площади установлен самолет, участвовавший в спасении челюскинцев. С гостевых трибун, установленных на Красной площади, Губерт смотрит военный парад и демонстрацию трудящихся. Эмоции переполняют мальчика и он «чуть не прыгает от восторга и все время аплодирует».

В Москве Губерт поступает в Немецкую политехническую рабочую школу им. Карла Либкнехта, где царит атмосфера дружелюбия и взаимопонимания между учениками и учителями. Пионеру нравится, что в просторных и светлых классах девочки и мальчики учатся вместе. В первый день в школе самое сильное впечатление на ребенка производит столовая, где «женщины в белых халатах и косыночках подают еду». Престижная в то время школа им. Карла Либкнехта стала вторым домом для детей разных национальностей из семей политэмигрантов. Обучение велось на немецком языке, преподаватели, окончившие европейские университеты внедряли новые учебные программы и экспериментировали. Школа просуществовала недолго. Во второй половине 1930-х годов начались аресты среди учителей и родителей учеников. В 1938 г., после выхода постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О реорганизации национальных школ», учебное заведение было закрыто.

30-е годы XX в. стали временем великих перемен в авиации: создавались новые отечественные самолеты, устанавливались рекорды по длительности авиаперелетов, каждый мальчишка мечтал стать летчиком!

М. Е. Кольцов много писал об авиации. Его публикации были основаны на личных впечатлениях: он первым из советских журналистов оказался в самолете, сделавшем «мертвую петлю», в качестве корреспондента принимал участие в сложнейших перелетах. Приказом Реввоенсовета СССР от 6 ноября 1930 г. за участие «во всех больших советских перелетах, сопряженных с большими трудностями», ему присвоили необычное для журналиста звание летчика-наблюдателя ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии.

Увлечение Кольцова авиацией нашло свое отражение в главе «На крыльях Советов». Она начинается с диалога о «воздушном океане» между Губертом и неким Михаилом. И хотя в книге не указана фамилия персонажа, мы прекрасно понимаем, что разговор с мальчиком ведет Кольцов. Журналист отмечает: «Для нас, жителей Советского Союза, воздушный океан имеет еще большее значение, чем в других странах. Расстояния у нас очень велики, а сообщения по земле в некоторых местах, особенно на севере, иногда прекращаются на целых полгода. Поэтому воздушный транспорт для нас сущее спасение». Беседа происходит на Центральном аэродроме Москвы на Ходынском поле. Губерт осматривает самолеты на лётном поле. Среди них — легендарный самолет-гигант «Максим Горький». В дни празднования 40-летия литературной деятельности М. Горького Кольцов выступил с инициативой создать агитационный самолет, присвоив ему имя писателя. Деньги на строительство собирали по всей стране. «Максим Горький» стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Летающий гигант в книге представлен глазами мальчика. Поднявшись по широкой металлической лестнице в «громадное тело птицы», Губерт поражен размерами самолета, в котором разместились буфет, спальная каюта, киноустановка для показа фильмов, радиостанция, фотолаборатория и даже небольшая типография. В передней части самолета мальчик остановился перед стеклянной кабиной, где в высоких креслах сидели легендарные летчики М. М. Громов и И. В. Михеев. После экскурсии по аэродрому Губерт совершил свой первый в жизни полет на самолете агитэскадрильи «Правда». Рассматривая через иллюминатор улицы и площади Москвы — маленькие, будто игрушечные дома, — мальчик сообщает Кольцову, что непременно хочет стать летчиком.

Немецкий пионер с восторгом рассказывает о встрече с маршалом Советского Союза Семёном Михайловичем Будённым. Однажды Губерта попросили зайти в редакцию. Каково же было его удивление, когда среди группы военных он увидел Будённого! Мальчик вспоминает, как в родном городе в Саарских землях он мечтал о встрече с Будённым, и теперь эта мечта стала явью. Губерт внимательно слушает маршала, влюбленно смотрит ему в лицо, отмечая, как лукаво он прищуривается, что даже «каждая морщинка на его лице смеется». В какой-то момент встречи легендарный полководец притягивает мальчика к себе, обнимает, и тот «так счастлив, что не в силах отвечать».

Из рассказов Губерта можно почерпнуть интересные подробности о жизни Москвы 1930-х годов. Например, мало кто знает, что дети входили в трамвай с передней площадки и даже существовали специальные детские вагоны, в которые не пускали взрослых. По бульварам катались на лыжах и санках. Особым развлечением ребят, несмотря на запреты, было катание на лыжах по ступенькам, ведущим к Москве-реке. В Парке культуры и отдыха им. М. Горького зимой заливали каток, до самых Воробьевых гор тянулась лыжная трасса. Летом на его территории открывались аттракционы, танцевальная площадка, детский городок, ресторан и парашютная вышка.

В 1934 г. по случаю окончания учебного года в Парке культуры и отдыха прошел праздник, на котором присутствовало 70 000 школьников. Были развешаны большие портреты лучших учеников года. Детей награждали грамотами и подарками.

Губерт неоднократно посещает Московский театр для детей, организованный Н. И. Сац. В зрительном зале, рассчитанном на 800 мест, детей рассаживают по росту. В фойе перед спектаклем с ребятами проводят игры и разучивают песни. Пионеры из детского актива при театре во время антрактов ходят с плакатом «Если тебе что-нибудь непонятно — спроси меня!» и отвечают на вопросы зрителей, возникшие при просмотре спектакля. Губерту очень нравятся постановки, потому что они веселые и поучительные! Мальчик поражен игрой артистов. Однажды, зайдя после представления в гримерку, он с изумлением узнает, что роли детей исполняют взрослые, а декорации и все предметы на сцене — увеличенного размера. Такой прием оформления спектакля создает иллюзию, что на сцене — дети.

Отдельная глава книги посвящена отдыху в летнем лагере. Губерт рассказывает, с каким нетерпением все ребята ждут этой поездки. В назначенный день в специальном поезде дети едут до Калуги, дальше — пешком за город. С песнями ребята приходят на берег реки Оки, где будут жить. Губерт отмечает, что лучшая школа для пионера — лагерь, где «обнаруживается его умение подчиняться дисциплине и жить в коллективе». Большую роль в жизни пионеров играет горн. Его звук будит ребят по утрам, зовет на зарядку, в столовую, на собрание, служит сигналом ко сну. Дети сами следят за чистотой на территории лагеря, при необходимости расширяют спортивные площадки, прокладывают дополнительные дорожки. Между пионерскими отрядами проходят соревнования: на самую интересную стенгазету, лучшее исполнение песни, хорошо убранную кровать… Дети играют в волейбол, купаются, посещают кружки, смотрят кино. Губерт рассказывает, что особой популярностью среди пионеров пользовался стрелковый кружок. Накануне отъезда было организовано факельное шествие. В последнюю ночь в лагере ребята долго не спят. Они строят планы на будущее и мечтают приехать в лагерь через год.

С увлечением Губерт повествует о поездке в колхоз, посещении зоопарка, цирка, детской технической станции. И в каждом сюжете восторженно отзывается о прекрасной жизни детей в Стране Советов.

В книге рассказы немецкого пионера о жизни в СССР чередуются с письмами из Германии от родных и друзей. Эти тексты выделены курсивом. В опубликованном письме вожатая отряда Эльза пишет: «Я рада, что ты [Губерт] не тоскуешь по Родине. Тосковать по нашей бедности нечего<…> Наши ребята счастливы, если они не голодают. Эльфрида Штимме не может посещать пионерские собрания, потому что у нее нет обуви. Расскажи-ка об этом твоим друзьям и знакомым, им понятнее будет наша борьба». Основная цель таких публикаций — подчеркнуть различия в жизни немецких и советских детей.

Книга «Губерт в стране чудес» интересна не только содержанием, но и оформлением. Рассказы мальчика дополняют многочисленные фотографии. Книга фактически является фотоальбомом-путеводителем по идеальному советскому детству. На иллюстрациях запечатлены ребята в школе, в кружках, на первомайской демонстрации, на летнем отдыхе и др. Основная задача фотоснимков — создать обобщённый образ ребенка, не акцентируя внимание на конкретной личности, поэтому в подписях к иллюстрациям используются слова: одноклассники, ребята, мы… Но имя одного мальчика легко угадывается. Со страницы на нас смотрит улыбающийся школьник с книгами в руках. В подписи читаем: «…сын профессора Шмидта, о котором мы все знаем по героической истории “Челюскина”». Перед нами портрет известного в будущем советского историка, краеведа, профессора Сигурда Оттовича Шмидта в возрасте 11–12 лет.

На отдельном вклеенном листе помещена фотография И. В. Сталина с дочерью Светланой на руках. Использование изображений вождя строго регламентировалось, поэтому при подготовке издания М. Остен писала Сталину с просьбой разрешить напечатать в книге его портрет с дочерью. «Какую радость это доставит всем маленьким и взрослым читателям моей книги в СССР и во всем мире», — аргументирует писательница. Для публикации была предоставлена фотография, сделанная на Ближней даче фотографом-любителем, начальником охраны Сталина — Н. С. Власиком.
Примечательна фотопанорама Москвы, снятая с самолета. Оригинален способ её представления в книге. На развороте в левой верхней части расположен снимок самолета-гиганта «Максим Горький», в правой верхней — парашютист. Внизу между листами разворота вплетены страницы меньшего размера с изображения города. Если их переворачивать, создается впечатление, что самолет и парашютист парят над московскими новостройками, Новодевичьим монастырем, стадионом «Динамо», Москвой-рекой.

Часть фотографий служит не прямым иллюстрированием текста, а дополняет его. Например, несмотря на то, что в книге нет ни слова о встрече Губерта с пролетарским писателем М. Горьким, на страницах помещена фотография, где Горький принимает делегацию пионеров — авторов книги «База курносых» (Иркутск, 1934). В главе, рассказывающей о школьной жизни, представлен снимок народного комиссара просвещения РСФСР А. С. Бубнова. Такие иллюстрации снабжены дополнительными подписями-комментариями.
В художественном оформлении издания использованы иллюстрации на отдельных листах, в тексте, на полях, буквицы. В первой части книги, рассказывающей о капиталистическом мире, помещен цветной распашной лист с клапанами-дверями, выполненный художником, членом Общества художников-станковистов, объединения «Изобригада» А. А. Шаховым. Перед входом в ресторан стоит мальчик, путь ему преграждает швейцар. На обороте листа — серая улица рабочего района с силуэтами людей и фигурой женщины, держащей на руках ребенка. Раскрывая клапаны-двери, читатель попадает в зал ресторана, где царит атмосфера веселья и благополучия. Рисунки выполнены в двухцветной гамме, разделяя мир на два полюса. В черно-сером цвете изображены мальчик перед рестораном и рабочая улица. На контрасте — в розовом цвете — интерьер и посетители ресторана.
Украшением книги стала большая цветная карта, показывающая территорию страны от Мурманска до Батуми, от Ленинграда до Челябинска. На карту нанесены стилизованные изображения городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кораблей и самолетов, детского сада и пионерского лагеря «Артек» и многое другое. Губерт поясняет, что он отмечает на географических картах все, что считает интересным, но нарисованы они «неважно» и многие обозначения сложно понять. Поэтому, взяв за основу пометки мальчика, карту для книги нарисовал художник, член объединения «Ассоциация художников-графиков» при Доме печати, участник группы «Тринадцать» С. Н. Расторгуев.

Ещё один необычный элемент книги — это портрет самого Губерта, созданный известным художником-карикатуристом Б. Е. Ефимовым. Лицо мальчика можно увидеть, соединив карандашом пронумерованные точки.
Книга «Губерт в стране чудес», созданная М. Е. Кольцовым и М. Остен, построена на принципах старых сказок, в которых главный герой переносится в незнакомую страну. По законам жанра концовка сказки обязательно должна быть счастливой. Губерт действительно побывал в новом, неведомом ему мире. Свое путешествие мальчик совершил в идеальных условиях, под покровительством известного советского журналиста. Немецкому пионеру были предоставлены возможности, о которых многие дети в СССР могли только мечтать. В конце книги Губерт спрашивает читателей: «Ехать ли обратно к моим родным? Оставаться ли в Советском Союзе?» После всех восторженных рассказов вопрос кажется риторическим — разве может быть место лучше? Вот он, счастливый конец сказки!

Однако реальная жизнь сурово распорядилась судьбой книги и её героев.
Первоначально предполагалось, что после выхода «Губерта в стране чудес» на русском языке будут ещё издания на немецком и других языках. Но в 1938 г. М. Е. Кольцова арестовали, а в 1940 г. — расстреляли как «участника заговора против ВКП(б) и советской власти». Книга была изъята из обращения и никогда больше не переиздавалась. На титульном листе экземпляра, хранящегося в отделе книжного фонда, стоит штамп «Спецхранение»: это значит, что книга находится в специальном отделе, с ограниченным доступом для читателей.

Трагически сложилась и судьба Марии Остен. В момент ареста Кольцова она находилась в Париже, но решила вернуться в Москву чтобы доказать невиновность журналиста. Все усилия Остен были тщетны, а выехать из СССР — невозможно. В июне 1941 г. она была арестована, в 1942 г. расстреляна.

Губерт Лосте так и не вернулся на Родину. Саарские земли были присоединены к Германии, и связь с родными прервалась. После ареста М. Е. Кольцова заботу о мальчике взял на себя его родной брат, художник Б. Е. Ефимов. С началом Великой Отечественной войны Г. Лосте как этнического немца выслали в спецпоселение в Казахстане. После войны он дважды отбывал наказание: за кражу заводского имущества и за проникновение на территорию лагеря для военнопленных. В 1950-х гг. Губерт Лосте попытался вернуться на родину, но советское правительство прекрасно понимало, что в результате может появиться совсем другая книга про Губерта, с отрицательной оценкой жизни в СССР, и не разрешило ему выехать из страны. Губерт Лосте умер в 1959 г. в районной больнице Симферополя от острого аппендицита, после неудачной операции.