Во второй части статьи рассмотрим предметы, разложенные на ломберном столике. Всё, что можно здесь увидеть, могло понадобиться во время карточной игры.
Серебряная щёточка использовалась для того, чтобы стирать меловые надписи на сукне. В другом углу стола — очки и серебряный футляр русской работы для их хранения: во время игры важно было позаботиться об остроте зрения, поэтому очки могли пригодиться. Слева — французская табакерка, украшенная геммой (резным камнем-ониксом). Игрок мог пожелать взбодрить себя понюшкой во время партий, которые следовали друг за другом в течение долгого времени.
Разложенные на столе карты удивляют несходством с современными образцами. На них нет привычных знаков масти: «трефы», «бубны», «черви», «пики». И изображения ничем не напоминают королей, дам и валетов.
На вопрос о знаках масти ответить достаточно просто. В начале XIX в., когда эти карты были изготовлены, в России, кроме привычной до сего дня французской системы мастей, была известна и немецкая. В ней масти назвались и, соответственно, маркировались иначе: «бубенцы», «жёлуди», «сердца», «зелень». На немецких картах нет дам. Изображаются только мужчины: короли, старшие офицеры («оберы») и младшие офицеры («унтеры»).
Но данная колода примечательна не только своей принадлежностью к немецкому типу. Интересно, что все её изображения объединены общей темой — темой освобождения Европы от Наполеона. Так, в качестве «королей» здесь выступают правители государств, объединившихся в антинаполеоновскую коалицию. Например, в короле «бубенцов» можно узнать императора Всероссийского Александра I в военном мундире на фоне шатра русского военного лагеря.
В качестве «оберов» выступают командующие союзных армий. Обер «сердец» — британский фельдмаршал Веллингтон, командовавший объединёнными англо-голландскими войсками в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. В этот день Наполеон потерпел своё последнее поражение. На портрете Веллингтон держит свиток, на котором начертана дата битвы. На красном мундире фельдмаршала ярко выделяется синяя чресплечная лента — лента высшей награды Великобритании, ордена Подвязки.
Младшие карты так же соответствуют общей теме. Рассмотрим, например, унтера и шестёрку «сердец». На них изображены представители русских войск: калмык и казак. К этим участникам борьбы с Наполеоном европейцы относились с особым интересом. Поражала ловкость и храбрость русских казаков и калмыков, несходство их боевых приёмов и внешнего облика при сравнении с солдатами и офицерами регулярных армий. Об этом интересе свидетельствуют их изображения на картах.
Унтер «сердец» — калмык — покуривает трубку, олицетворяя собой спокойствие опытного воина. Примечательно, что он облачён в униформу донских казаков: чёрную шапку с красным шлыком, синий полукафтан с красной обшивкой на рукавах, синие шаровары с красными лампасами. В период Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг. немало калмыков воевали именно в составе Донских казачьих полков [2].
На шестёрке «сердец» — русский казак в синем кафтане, подвязанном красным кушаком, едет вперёд на худой лошади. В одной руке он держит поводья, в другой — пику. Он готов в любую минуту принять бой.
Тузы колоды представляют собой пышные аллегории. Туз «бубенцов» — аллегория Лейпцигского сражения, знаменитой «битвы народов», в которой объединённые силы России, Пруссии, Австрии и Швеции заставили наполеоновские войска отступить и освободили себе путь к Франции. Здесь изображён фантастический монумент. На его пьедестале выбита дата битвы: 16–19 октября 1813 г. Над ним возвышается громада из доспехов, оружия и знамён. Примечателен щит с изображённым рукопожатием. Оно, вероятнее всего, символизирует единство государств-союзников, которое и сделало победу возможной. Венчает памятник христианский крест.
Так же символично изображение туза «зелени». Здесь художник поместил аллегорию мира. Надпись «FRIEDE» переводится с немецкого как «МИР».
Прусский орёл, символ одного из государств антинаполеоновского союза, держит в клюве символ победы — лавровый венок. Победа и мирная жизнь куплены ценой самопожертвования. Эту идею выражает здесь древняя аллегория: пеликан, свивший гнездо в военной каске. Пеликан кормит птенцов своей плотью, жертвуя собой ради них.
Орла окружают символы мирной жизни. Улей, на котором он восседает, рог изобилия, тугой сноп пшеницы — всё это знаки будущего благоденствия. С завершением наполеоновских войн должна была ожить торговля: справа можно увидеть перевязанный тюк с товарами и жезл бога торговли — Меркурия. Мир обещал так же развитие науки и искусств. Об этом говорят глобус, зрительная труба, мраморная скульптура, лист с нотами.
На этой же карте художник скрытно поставил дату создания колоды. Тюк с товаром пронумерован как 1815-й — указание на год. Рядом с номером надпись «F. G. P.» — инициалы Фридриха Готтхельфа Баумгартнера. Он владел граверной мастерской в Лейпциге, и, предположительно, сам был гравёром, рисовальщиком и живописцем. Возможно, он не только руководил производством колоды, но и лично работал над изображениями в качестве художника.
В 1815 г. Европа ликовала, празднуя окончательную победу над Бонапартом. Гравюры и сувенирная продукция, прославлявшие триумф антинаполеоновской коалиции, пользовались большим спросом. Колода Баумгартнера отличалась от многих других подобных изделий совершенством исполнения и поэтому завоевала особую популярность. Её продолжали тиражировать даже в 1830-40-х гг. [1].
Колода Баумгартнера являлась предметом роскоши. Дешёвые карты печатались методом ксилографии, т. е. гравюры на дереве. Изображения вырезались на деревянной основе, покрывались чёрной краской и отпечатывались на бумаге, а затем раскрашивались по трафарету. Готовые изделия получались грубыми. Здесь же использовалась более дорогая техника гравюры на меди. Она позволяла получить тонкий рисунок. Играло роль и мастерство гравёра — в данном случае заметен его высокий уровень. Важно, что готовые отпечатки карт Баумгартнера раскрашивались не по трафарету, а полностью вручную. Трафарет применялся только в случае с младшими картами. И надо отметить, что при создании колоды мастер пользовался большим количеством образцов —— гравированных картин других художников (портретами правителей, полководцев и т. д.). Это разнообразие свидетельствует об эрудиции мастера и так же увеличивает ценность произведения.
Подобные карты сложно себе представить в качестве предмета домашней игры в кругу семьи или же игры азартной. Можно вспомнить, что колоды для азартных игр использовались лишь единожды для одной партии, поэтому обычно были дешёвыми. Карты Баумгартнера, скорее всего, рассматривались как колода для особых гостей, для особого случая или же как предмет коллекции, не использовавшийся по назначению.
Так памятники Исторического музея погружают нас в эпоху, когда карточная игра была гораздо более значимым элементом культуры, чем в наши дни, а сами карты могли представлять собой произведения искусства.
Использованная литература:
1) https://arzamas.academy/micro/koloda/5
2) Венков А. В. Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа. М., 2013.
3) Демиденко Ю. Б. Наполеоновские войны в игральных картах // От Москвы до Парижа (1812–1814 г.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 52–56.