29 зал основной экспозиции Исторического музея носит название «Повседневная жизнь дворянства в первой четверти XIX в.». Здесь воссоздана обстановка дворянского дома. Посетитель музея словно перемещается из бального зала в столовую, из столовой — в гостиную, из гостиной — в кабинет, из кабинета — в детскую. При этом каждый из предметов обстановки может вызвать восхищение. Дорогая мебель, картины, скульптуры, вазы, зеркала и даже детские игрушки — всё сделано с большим мастерством. Ведь во всём отражался статус владельцев, их принадлежность к дворянству — высшему сословию, призванному помогать монарху в управлении государством.
Памятники этого зала позволяют представить себе повседневный уклад жизни дворянской семьи. Его определяют не только служебные и семейные обязанности, но и развлечения. При создании экспозиции эта тема не была обойдена стороной. Так, в одной из воссозданных комнат посетителя словно бы приглашают присоединиться к прерванной карточной игре и порассуждать о причинах популярности карт в дворянском обществе начала XIX в.
Среди великолепного убранства можно увидеть небольшой ломберный столик на слегка изогнутых ножках с металлическими «башмачками». Он был изготовлен в России в середине XVIII в. Столешница и царга (рама, соединяющая ножки и являющаяся основанием в конструкции столешницы) декорированы в технике паркетри. Это означает, что они облицованы шпоном — тонкими полосками древесины с красивой текстурой, расположенными по принципу укладки паркетной доски на полу. Изящный стол выглядит достойным украшением дворянского дома.
О назначении предмета говорит его название и внешний облик. Ломбер — старинная карточная игра. Она родилась в Испании в XVI в., а во второй половине XVIII в. стала распространяться среди русского дворянства. Примечательно, что первое русское литературное произведение, посвящённое картам, называлось «Игрок ломбера» (поэма В. И. Майкова, 1763 г.). В ту же эпоху столы для игры стали называть ломберными.
Рассматриваемый нами ломберный столик является типичным по устройству для времени создания. Его столешница покрыта зелёным сукном, на котором во время игры мелом записывали ставки, долги и очки. На столешнице можно также заметить углубления — они предназначались для денег. Стол симметричен — у каждого из участников равное игровое пространство. По окончании партий столешницу складывали. Столик на время переставал напоминать об игре и превращался в элегантную консоль, на которой размещали красивые предметы из стекла, фарфора, бронзы.
Обычно ломберные столы существовали в паре, а в больших домах, где проводились масштабные приёмы, — в нескольких парах для большого числа гостей. Ломберный стол можно назвать обязательным атрибутом дворянского быта второй половины XVIII — начала XX в., когда карточная игра была важной частью дворянской культуры. В чём же причина популярности подобных игр? Прежде всего, в их связи с европейской культурной традицией. Хотя она и не сразу сыграла определяющую роль. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Карты были известны в России с конца XVI в. Игра велась на торжищах и в городских кабаках, но так и не стала общим увлечением — в допетровскую эпоху спрос на колоды (их ввозили из европейских стран) в масштабах страны оставался небольшим [6, c. 24].
Это занятие осуждалось и Церковью, и светской властью. С одной стороны, оно рассматривалось как греховное само по себе, т. к. отрывало от душеполезных дел и разжигало нечистые помыслы. С другой стороны, опыт показывал, что оно может подтолкнуть проигравших должников и к преступлениям иного рода: дракам, кражам, убийствам. Подобные соображения приводили к попыткам искоренить карточную игру. Так, в 1648 г. Алексей Михайлович особым указом запретил всякое «бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми», среди которых запрещались и карточные [цит. по: 6, с. 47].
Но запреты не были абсолютными. Фактически карточная игра дозволялась на местах. Откупные сборы с кабаков, в которых она велась, пополняли местную казну, и по-настоящему суровые запреты могли привести к оскудению этого источника дохода. И несмотря на то, что карты считались кабацкой забавой, интерес к ним существовал в верхах: в описи имущества царского дворца в Коломенском упоминаются несколько колод [4, с. 12].
Кажется, что в правление Петра I отношение к картам должно было стать ещё более снисходительным. Ведь в ту эпоху было определено: Россия укрепится в статусе великой державы, только если русский дворянин получит образование, не уступающее европейским стандартам. А представление о русском дворянине как о европейце предполагало и его знакомство с европейскими развлечениями.
Действительно, Пётр I активно насаждал в России новый тип развлечений — ассамблеи (прообраз балов), во время которых полагалось танцевать, беседовать, играть в шашки и шахматы. Прагматичный монарх считал, что они помогут дворянам не только отдыхать от служебных обязанностей, но и заводить знакомства, обмениваться новостями, обсуждать важные дела. В Европе тем же целям служили и популярные карточные игры. Но их Пётр Алексеевич не жаловал.
Указом 1717 г. Пётр I запретил любые игры на деньги, в том числе карточные. Главным мотивом были не соображения благочестия. Государство вело войну со Швецией, и в этих условиях нельзя было допустить разорения подданных, которое было сочтено большей угрозой, чем сокращение откупных сборов.
В 1733 г. императрица Анна Иоанновна (сама, впрочем, в отличие от Петра I, увлекавшаяся картами) издала указ, подтверждавший: борьба с игрой продолжалась. Акт запрещал карточные игры: и как греховные, и как разорительные. Наказание было суровым. Низшие сословия от игры должна была удерживать угроза «битья батогами». Дворянам грозил денежный штраф, а в случае повторного нарушения закона — месячное тюремное заключение.
Но сопротивляться европейской моде было всё сложнее. И вот, в 1761 г. Елизавета Петровна издала указ, ставший переломным. Согласно документу, карточные игры делились на «коммерческие» и «азартные». К «коммерческим» отнесли игры, результат которых зависел не только от случая, но и от умственных способностей и мастерства играющего (в число подобных игр включили и уже известный нам ломбер). Эти игры были легализованы: они дозволялись дворянам при условии минимальных ставок «не для выигрышу, но единственно для препровождения времени» [цит. по: 6, с. 53]. «Азартные» игры, в которых выигрыш зависел от случая, запрещались везде, кроме императорских резиденций, что так же фактически легализовало их для придворного мира, которому стремились подражать и низшие слои дворянства. К подобным играм относили, например, фараон, известный по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
С этого времени карточные игры окончательно укоренились в дворянской среде. Неотъемлемой чертой семейного быта стали спокойные коммерческие игры. Расцветали и игры азартные, которые со временем стали частью «мужского мира» дворянства: дружеских собраний офицеров и чиновников. С азартными играми хоть и продолжали бороться, но избирательно: наказанию подвергались те, кто содержал игорные дома, был уличён в мошенничестве или растрачивал казённые суммы.
В XVIII в. карты перестали считаться исключительно кабацким развлечением. Они связывались с высокой европейской культурой. Знание правил европейских карточных игр служило знаком приобщения к этой культуре, а значит избранности. Сама возможность уделить время картам была символичной. Дворяне ценили свободу, которая заключалась, в том числе, и в возможности лично распоряжаться своим временем. Уделяя время развлечениям, дворянин символически подтверждал принадлежность к свободному сословию. И даже возможность проиграть большую сумму денег была для дворянина знаковой. Она показывала богатство его рода.
Но рассуждая о символической значимости карт в среде дворянства, не стоит забывать о более простых причинах их популярности. Карточные игры забавляли и увлекали. Они обладали объединяющей силой, собирая за одним столом женщин и мужчин, юнцов и стариков, врагов и друзей. А азартные игры манили возможностью испытать судьбу.
Пагубная страсть не раз приводила к трагедиям. Дворянин мог проиграть всё своё состояние. Подобные ситуации не раз описаны и в художественной литературе, и в документальных исторических источниках. Можно вспомнить роман «Война и мир» Л. Н. Толстого: Николая Ростова, проигравшего 43 тысячи Долохову и со слезами просившего прощения у отца. Или же роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева: отец возлюбленной Базарова, Анны Одинцовой, оставил своих дочерей бесприданницами, так как «проигрался в прах» [5, c. 63]. История не знает недостатка и в реальных, а не вымышленных, примерах подобного рода. Так, отец известного мыслителя-славянофила А. С. Хомякова за один вечер проиграл более миллиона рублей. От полного разорения семью спасла мать, которая перевела на своё имя часть недвижимого имущества. Опасаясь дурного влияния отца на детей, она разъехалась с мужем, и семья фактически распалась [3].
В 1802 г. вся Москва обсуждала скандальную историю: князь А. Н. Голицын проиграл свою жену (урождённую княжну Вяземскую) графу Л. К. Разумовскому. Княгиня М. Г. Голицына развелась с первым супругом и вышла замуж за более удачливого игрока. Удивительно, как завершилась эта история для женщины: во втором браке она обрела семейное счастье [1, с. 208; 2, с. 238].
Но вернёмся к раскрытому перед нами ломберному столику. Во второй части статьи рассмотрим предметы, разложенные на столешнице. Они помогут продолжить знакомство с культурой карточной игры начала XIX в.
Автор — Петрова Татьяна Викторовна, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела
Благодарю за консультацию старшего научного сотрудника отдела дерева и мебели ГИМ Наталью Владимировну Углеву
Использованная литература:
1) Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XX в. М., 2020.
2) Марченко Н. А. Быт и нравы пушкинской эпохи. М., 2017.
3) Новиков В. И. Русская литературная усадьба. М., 2012.
4) «Пиковая дама». Карты в жизни. Жизнь в картах. М., 2002.
5) Тургенев И. С. Отцы и дети. Стихотворения в прозе. М., 2019.
6) Шевцов В. В. Карточная игра в России (конец XVI — начало XX в.): история игры и история общества. Томск, 2005.