Память Земли. Вечное, временное и современное в пейзажах Константина Богаевского — Блог Исторического музея

Память Земли. Вечное, временное и современное в пейзажах Константина Богаевского

В Государственном историческом музее проходит выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия». Представляем статью из каталога к выставке © Российская государственная художественная галерея. Москва, 2022

Эпоха, в которую работал Константин Богаевский, обернулась ураганом перемен и конфликтов, по силе не укладывающимся в расширенную шкалу Бофорта. Богаевский начал экспонироваться на самой границе XIX—XХ веков. Последние работы создал уже в 1940‑е. Четыре его творческих десятилетия вместили Русско-японскую войну (1904–1905; художник был призван в армию, но в сражениях не участвовал), Первую русскую революцию (1905— 1907), Первую мировую (1914–1918), крушение Российской империи и недолговечной Российской республики — две революции 1917‑го, гражданскую войну (1917–1922), массовые политические репрессии сталинских лет, достигшие пика в период Большого террора (1937—1938). Великая Отечественная стала последней войной Константина Богаевского. Он погиб 17 февраля 1943 года во время очередной бомбардировки Феодосии.

Смотришь на этот чудовищный список и не можешь не удивляться: почему Богаевский на протяжении всей творческой жизни хранил верность одному и тому же образу, на первый взгляд, никак не связанному с происходившим вокруг? Пейзажи его Киммерии, как правило, гармоничны и торжественны — как будто написаны в самое по‑хорошему скучное время человеческой истории. От них Богаевский отвлекался всего несколько раз, но всегда ненадолго. И все‑таки — что было в этом образе такого «удерживающего»?  Из чего состоит эта твердая киммерийская почва, давшая живописцу опору и ставшая истоком мировоззрения, которое он — вопреки гулу эпохи — утверждал в пейзажах? Размышление об этих вопросах интересно не только в историко-культурном контексте. Взгляд Богаевского, пожалуй, может подсказать кое‑что и для нашей, не слишком похожей на эпоху художника, но и не такой отдаленной современности.

Близкий друг Богаевского и соавтор образа Киммерии Максимилиан Волошин определял жанр его работ как исторический пейзаж [99]. Этот взгляд прижился и появляется, например, в недавнем исследовании Александра Самохина [100]. Однако исторический пейзаж — понятие довольно размытое. Чтобы осмыслить его специфику у Богаевского, нужно обратиться к истории Восточного Крыма, с детства интересовавшей художника. Самое раннее упоминание о Киммерии и населявших ее племенах встречается в «Одиссее». Для современников Богаевского, хорошо осведомленных об открытиях Шлимана, поэма Гомера выглядела убедительным свидетельством. Античные историки Страбон и Геродот писали, что на смену кочевникам-киммерийцам сюда пришли скифские племена. Но вскоре и сами скифы были вытеснены сарматами. В V веке до н. э. здесь появилось сильное Боспорское царство, но и его могущество утвердилось не навсегда. 300 лет спустя оно вошло в состав Понтийского царства, которое позднее стало «добычей» Римской империи. Дальше — византийцы, хазары, печенеги, монголы, рас‑ цвет Каффы (Феодосии) в XIV веке при генуэзцах и снова падение, захват Османской империей. Всю историю Восточного Крыма можно свести к перечислению сменяющих друг друга народов — они прибывали из ниоткуда, оседали, а потом исчезали, оставляя на память руины крепостей, храмов и черепки сосудов — многие не оставляли ничего. Богаевский и Волошин стремились вместить в себя этот немыслимый исторический поток и сделать его частью своего ощущения места. Пространство от Керченского залива до Судака преобразил в Киммерию именно такой восприимчивый взгляд. Исторический пейзаж Богаевского — это вечная земля, впитавшая в себя ход истории и несущая его отметины. Художник всматривался в морщинистое лицо Крыма и подчеркивал эти морщины на высоких берегах и массивных склонах гор. Каждый скол камня, оставленного им на равнине, тоже свидетельство события из неведомого геологического прошлого. Человеческие следы, конечно, не могут соперничать с ними в древности, но руинами и тропинками (когда‑то наверняка дорогами) тоже находят свое и все‑таки временное место в памяти земли.

Такую «напитанную ходом истории» Киммерию Богаевский показывает уже в первых самостоятельных работах (1900–1904), вдохновленных живописью немецкого модерна и Венского сецессиона [101]. Он пишет массивные берега — морщинистые, рубцеватые от тысячелетнего боя волн. Показывает изрезанные шрамами пустынные холмы. В бурном море и хмуром непроницаемом небе, как и в земле, художника интересует общая родовая черта — причастность к вечному. Темные и очень густые, фактурно наложенные в несколько слоев краски становятся своего рода первовеществом, из которого живописец лепит древнее тело Киммерии.

Богаевский Константин Федорович. 1872–1943 НОЧЬ У МОРЯ. 1903 Холст, масло. 109х144,5
Богаевский Константин Федорович. 1872–1943
Ночь у моря. 1903
Холст, масло. 109х144,5
Источник

Но рядом с возвышенным эпическим ощущением появляется и чувство тревоги, нашедшее выход в напряжении ассиметричной композиции и контрастах светотени. Оно связано с болезненным столкновением двух измерений — исторического и человеческого. Показательна «Ночь у моря» (1903), где силится и никак не может причалить хлипкая лодка с продырявленными бурей парусами. Более тонко та же тема раскрывается в «Древней крепости» (1902). Крепость — прочнейшее человеческое строение из возможных. Она призвана защищать — само слово «крепкое», — но на этих мощных скалах выглядит тонким браслетом, который сломается раньше, чем на камне у воды появится новая ссадина. Руины неприступных когда‑то стен — один из самых пугающих символов уязвимости. Тропинка (прежде наверняка покрытая плитами, уверенная дорога) уводит взгляд зрителя к заднему плану и подчеркивает застенную пустоту. Она — знак небытия человека, его отсутствия на месте, где раньше были дома, рынки и площади, где, казалось, всегда будет стоять гул разноголосья.

Болезненное противоречие, открывшееся Богаевскому одновременно с «вечным историческим» измерением, связано не столько со страхом смерти, сколько с порожденным им отношением к реальности. Человек — слишком хрупкая, уязвимая «материя» и потому вынужден постоянно бороться за выживание с силами природы. Хлипкая лодка, штурмующая Черное море, —метафора противостояния. Крепость — знак экспансии [102]. Но борьба — это и своего рода крепостная стена, отгораживающая «человеческий мир» от космической природы, замыкающая его в городской суете и узких рамках повседневной антропоцентристской оптики. Воюя с реальностью, человек обречен не видеть саму реальность — только «противника» или необходимый для выживания ресурс. В результате он садится на мель рефлекторного существования — оказывается отчужден от своей земли, от красоты морской стихии и круговерти созвездий в ночном небе — и в итоге от других людей. Но может ли «слишком хрупкий», вынужденный бороться за выживание человек вернуться к жизни? Культура модерна и символизма остро ощутила «неподлинность» мира, увиденного повседневным взглядом, и вызванный «ошибками восприятия» отрыв людей друг от друга и от бытия. Социальные потрясения только укрепляли это понимание. Вероятно, в таком ключе можно трактовать и апокалиптические мотивы, возникающие в «Солнце» (1906) или «Звезде Полынь» (1907). Однако рядом появляются совершенно иные картины в «гобеленной» манере. Сама Киммерия предстает в них уже не местом трагического противоречия между вечным и человеческим, но древней гармоничной страной, день за днем переживающей «золотой век». В «Жертвенниках» (1907) о людском присутствии говорят зыбкие колонны дыма ритуальных костров, поднимающиеся над горами к небу и сливающиеся с облаками. Они поглощаются вечным пейзажем — как дороги и тропы, которыми древние племена пришли в эти места, — но в этом исчезновении уже не чувствуется трагизма. Может быть, потому, что в пейзаже нет ожесточенной борьбы человека с природными силами, но существует какой‑то другой способ коммуникации между ними.

Киммерия в этих новых работах вмещает в себя то же историческое измерение. Однако Богаевский совершенствует выразительность мотивов. Скалистые берега превращаются в прорезанные складками и пещерами горы. В посветлевшем небе появляются очень похожие на них по форме облака — призраки гор, особенно выразительные в переходной картине «Последние лучи» (1903, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого).

Константин Богаевский. «Последние лучи» (1903, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Константин Богаевский. «Последние лучи». 1903, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого

Таким образом, даже самые непостоянные, зыбкие элементы пейзажа у Богаевского приобретают черты вечности. Складывается и особый облик деревьев. Стройные и мощные, с густыми верхушками, они выглядят гостями из первобытности. В «темных» картинах Богаевский передавал характер земли, но размах простора ему не давался. Теперь же художник использует кулисы, прорабатывает планы деталями, а линию горизонта пишет низко, добиваясь глубины панорамного пространства. Очень важны источники этих изменений в манере. Освободившись от увлечения немецким модерном, мастер обращается к опыту мастеров прошлого. В картинах второй половины 1900‑х сильно влияние классических пейзажей Клода Лоррена и Никола Пуссена, а после поездки в Италию в 1909‑м еще одним «вдохновителем» становится Андреа Мантенья [103]. Богаевский учился тонкой работе со световоздушной средой и рисунком, которому стал уделять больше внимания. Главные его находки лежат в области композиции — это и использование кулис, и специфическая организация ритма за счет компоновки деталей. Однако не стоит объяснять обращение Богаевского к классике сугубо техническими вопросами. В классицизме Богаевского интересует и сама оптика живописцев, их понимание и отношение к реальности. До сих пор распространено мнение, что Богаевский в картинах этого периода предается эскапистской тоске по ушедшему «золотому веку» и закрывается от драматичных событий своей эпохи. Все же он скорее действует как кладоискатель, ныряльщик, погружающийся в итало-французское прошлое, чтобы научиться мысленному зрению классиков и привнести его в современное искусство и — шире — в современные отношения между чело‑ веком, другими людьми и природой. В этом смысле Богаевский напоминает Поля Гогена. Только французский постимпрессионист, «отравленный» современной цивилизацией, искал противоядие обновленного восприятия в племенной жизни таитян, а феодосийский художник — в истории и классической культуре прошлого.

В основе оптики Лоррена и Пуссена — мерность, гармоничное соотношение между микро- и макрокосмосом, одновременно утверждающее индивидуальность явлений и их родство в принадлежности к космическому устройству. Разница между родством и слиянием здесь принципиально важна. Космос — не только бесконечное повторение равнодушных одинаковых частиц. Он в той же степени состоит из разнообразия живых и уникальных явлений личностей. Осознанное ощущение родства требует сочувствия, сложной попытки сопережить и воспринять личность в ее конкретности, неповторимости и самоценности.

Константин Богаевский. «Горы Святого Георгия» (1911, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Константин Богаевский. «Горы Святого Георгия». 1911, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Эту оптику Богаевский стремится воплотить в идеальных панорамах Киммерии вроде «Южной страны. Пещерного города» (1908), «Земли Киммерийской» (1911) или более условной по манере «Горы Святого Георгия» (1911, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Он трансформирует в художественный образ особенное природное и историческое лицо страны, при этом вписывая его в бесконечно продолжаемое пространство планеты. Таким же особенным и в то же время причастным к единому космическому порядку должен быть и каждый невидимый житель этой «обновленной» органическим восприятием Киммерии. Кажется, людей в этих картинах нет, однако место изгнанного «воителя» занимает «наблюдатель», то есть сам художник. Богаевский обнаруживает себя временным, хрупким, но участником космической истории и очарованно всматривается в ее неповторимые проявления. Когда стихает ветер, он иногда может расслышать «гул вечности», а, бродя по тропинкам, чувствует ступнями дрожь вращающейся Земли. В отличие от «воителя», «наблюдатель» не пытается подчинить реальность своей воле, но пробует разговаривать с ней на равных, как родной с родным. И пока этот разговор продолжается, планета не уйдет у него из‑под ног, звезды не отстранятся, облака и горы — они все будут здесь, рядом. И люди не обернутся опасными терракотовыми «врагами», для которых уже не осталось слов.

В советское время Богаевский продолжал разглядывать и вылепливать образ Киммерии. Он по‑прежнему сохранял свой классический взгляд, но стремился привнести в него больше натурных впечатлений. Работы получались тише, сдержаннее и, пожалуй, естественнее. Как будто на рубеже 1900—1910‑х художник делал акцент на чувстве причастности к бытию, но со временем перенес его на неповторимость конкретных «микрокосмов». И все‑таки в его картинах эти два ракурса продолжали жить в согласии — кажется, они не очень‑то могут существовать друг без друга. Или дело не в этом. Может быть, Богаевский, упорно тренировавший собственное мысленное зрение, со временем сроднился с ним как с природным и уже не мог воспринимать вещи иначе. Если так, то преодоление отчужденности и выход к символистской «подлинной жизни» не выглядит совсем утопичной затеей.

В повести Константина Паустовского «Черное море», богатой документальным материалом, описан один феодосийский художник, который очень похож на Богаевского. Во время гражданской войны он по просьбе своего друга Волошина укрывает в мастерской раненного красного моряка и говорит ему: «Мне совершенно все равно, кто вы и почему скрываетесь. Мне нет никакого дела до офицеров и большевиков. Все вы мешаете людям работать». Когда задетый моряк собирается уйти, художник на три дня фактически запирает его и только потом прогоняет: «Вскоре я узнал, что по городу рыскала отчаянная офицерская сотня и выйти было невозможно. В тот день, когда художник меня выгнал, сотня ушла в Симферополь» [104]. В тексте сам моряк пересказал эту историю писателю Гарту (под этим именем скрыт друг Паустовского и знакомый Богаевского Александр Грин). Возможно, конечно, это авторский вымысел, но все‑таки кажется, что в основе истории лежит реальный случай — особенно с учетом того, что Волошин давал в своем доме приют всем нуждающимся в защите без разделения на белых и красных.

Во времена Богаевского постоянно схлестывались в борьбе друг с другом идеологии — эсеры, демократы, черносотенцы и большевики; большевики и их классовые враги; наконец, марксизм-ленинизм, национал-социализм и либерализм. Иногда конфликты ограничивались взаимными выпадами, но часто перетекали в репрессии и войны. Коллективные догмы оказывались сильнее и ценнее человеческой жизни, отчужденной и вытесненной пустотной ролью «противника», которого можно и даже нужно убить… XXI век, возможно, выглядит приветливее прошлого столетия. Но «эра информации» обернулась тотальным идеологическим давлением, которое обрушивается на современного человека с разных сторон и нередко в завуалированной форме. Свое собственное убеждение уже сложно отличить от проникшей в сознание позиции, работающей в чьих‑то политических и коммерческих интересах. Когда привыкаешь к постулатам идеологии, плотно насыщающим информационно-воздушную среду, они начинают восприниматься как природный закон, существовавший испокон веков. Кажется, ты обязан выбрать между либералами и консерваторами, левыми и правыми, феминистками третьей волны или защитницами традиционных ценностей, а потом вступить в борьбу с «естественными противниками». Богаевскому и Волошину как будто тоже нужно было выбирать сторону. Но всматриваясь в историческое и космическое лицо Киммерии, они нашли способ защититься от настойчивости идеологов. Все эти шрамы скалистых берегов, руины крепостей и бесконечная смена народов, проходящих по Земле и наверняка убежденных в незыблемости «своей правды», — когда замечаешь их, невольно «развенчиваешь» и собственное время. Идеологии, взгляды и моды уже не кажутся естественным и неизменным порядком, но становятся лишь одним из этапов исторического поиска человечества. А значит, с ними можно не соглашаться — можно не выбирать из них, но пробовать менять и искать собственные ценности. «Киммерийский взгляд» позволил Богаевскому обособиться от установок эпохи и выйти к жизни в ином, пожалуй, более чест‑ ном масштабе — художник стал гражданином планеты и ее истории, сохранив осознанность и свободу мысли. Кажется, современный человек тоже нуждается в такой Киммерии.

Отказавшись выбирать между белыми и красными, Богаевский предпочел человека. И дело не в том, что он был аполитичен. Просто видел в идеологиях упрощенность абстракции, которая предлагает пути к благу общества, но не замечает и не умеет вместить сложных живых существ. В борьбе идеологических противников остаются отчужденные роли «своих» и «врагов», остаются «средства», которые можно использовать для победы, но принадлежность к стану неизбежно вытесняет «человека как такового». В каком‑то смысле Богаевский уже показал это в своих ранних «темных» картинах. А сам следовал принципам зрелых — ощущению космического родства живых существ и сочувствию к личности в ее неповторимости и самоценности. Это тоже очень важный для нашей современности посыл художника. Выбор конкретного и живого, который нуждается в защите от идеологического абстрагирования — тоже общественная позиция. Ее можно прочитать в панорамах Богаевского, где в распахнутом планетарном пространстве обитает особое лицо Крыма, и разобрать в беззвучном разговоре «наблюдателя» и реальности. Константин Богаевский создал образ Киммерии. Но не менее важно и то, что он у нее учился. Вглядывался в древние морщины, замечал прорезавшие кожу шрамы и впитывал ее воспоминания. А еще учился слышать голос земли — и в нем голос Земли.

Примечания:

[99] Волошин М. Константин Богаевский. 1912. URL

[100] Самохин А. Пейзаж как историческая живопись. Средневековая Москва А. М. Васнецова и Киммерия К. Ф. Богаевского // Искусствознание. 2015, № 1–2.

[101] Манин. Константин Богаевский. С. 7.

[102] Самохин. Пейзаж как историческая живопись. С. 357.

[103] Сиренко А. Киммерийская школа живописи. Константин Богаевский и Михаил Латри // Искусствознание. 2012, № 3–4. С. 400.

[104] Паустовский К. Черное море. Таврия. 1973.