Мир глазами военного топографа Российской империи Д.И. Ермакова

В Историческом музее хранится белее тысячи снимков, выполненных военным топографом, фотографом Дмитрием Ивановичем Ермаковым (1845-1916). Сюжетная, фактически документальная съемка в натуральной среде, или постановочные модели, помещенные Ермаковым в соответствующий антураж интерьерного фона с колоритными атрибутами, передает визуальную информацию о богатой культурной традиции народов, населяющих регионы Российской империи – Кавказского, Среднеазиатского и соседних стран – Персии и Османской империи. Интереснейшие снимки увлекают в очаровательный мир прекрасных образов, найденных фотографом.

Д.И. Ермаков, уроженец города Тифлис (ныне город Тбилиси), получил профессию в Военно-топографическом депо, так называлась  центральная структура, отвечающая за снабжение картографическим материалом в империи, с подчинением военному министру. Считается, что в России начало военной топографии было положено Петром I учреждением школы математических и навигацких наук, введены особые квартирмейстерские части; к 1804 году в Депо карт была подготовлена и издана «Столистовая карта» империи. 27 января 1812 года (8 февраля по новому стилю) было принято Положение для Военно-топографического дела, сегодня в России с этой исторической датой связывают свой профессиональный праздник военные топографы.

Профессиональный подход и сотрудничество с многими научными обществами, в том числе с Императорским Русским Географическим (с 1851 года в Тифлисе работал региональный Кавказский отдел этого общества), способствовали раскрытию таланта Ермакова, как фотографа с природным вкусом и интуицией, а главное – обеспечили успех систематическим научно-исследовательским экспедициям Дмитрия Ивановича с панорамной фотофиксацией географических объектов, архитектурных памятников и древнейших артефактов.

Панорама Тифлиса. 1880-1890-е гг.
Панорама Тифлиса. 1880-1890-е гг.
Мост через Куру в Тифлисе.1880-1890-е гг.
Мост через Куру в Тифлисе. 1880-1890-е гг.

Интереснейшую коллекцию видов памятников, снятых близ Эрзерума,  Ермаков передал в 1870 году Императорскому Русскому Географическому Обществу. Международное признание он получил, приняв участие в десятой юбилейной выставке 1874 года Французского фотографического общества (членом которого являлся с 1871 года), где автору была присуждена медаль выставки за коллекцию из 17 фотоснимков турецкого города Амасья, отпечатанных с негативов, выполненных особым мокроколлодионным способом.

Тогда же, в  1870-е годы фотограф побывал в Персии, где создал целый цикл фотодокументов  этнографического характера, отражающих культуру и быт народов. В Тегеране он  представил снимки шаху Насер-ад-Дину (1831-1896), получил звание придворного фотографа Его Величества Шаха Персидского и был награжден орденом Льва и Солнца II степени. В существовании культурных связей России и Ирана на протяжении столетий, несомненна значимость работы Дмитрия Ивановича Ермакова.

Персидский вельможа. Конец XIX- начало XX в.
Персидский вельможа. Конец XIX — начало XX в.

В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Ермаков служит в качестве военного топографа при Кавказском штабе; по возвращении в мирную жизнь принял участие на открывшейся 3 апреля 1879 года антропологической выставке в Москве и получил медаль за свои снимки. Бóльшая часть экспонатов была передана в Московский университет для создаваемого при нем Антропологического музея. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве, где было представлено колоссальное число экспонатов, Ермакову была присуждена бронзовая медаль по Антропологическому отделу.

Продавцы холодной воды в Батуме. 1880-1890-е гг.
Продавцы холодной воды в Батуме. 1880-1890-е гг.
Продавцы медной посуды в Бухаре. 1880-1890-е гг.
Продавцы медной посуды в Бухаре. 1880-1890-е гг.

Дмитрия Ивановича Ермакова в полной мере можно назвать одним из первых фотографов — визуальных антропологов, его, как исследователя, интересовали представители этнических сообществ – региональных, профессиональных и прочих социальных сред. Он создал ценные образы в фотографическом наследии, способные вызывать не только искусствоведческий интерес, но и привлекать исследователей, работающих в области истории, филологии и других дисциплин, изучающих жизнь разных народов. В поездках, для многочисленных контактов с местными жителями, было необходимо знание языков и, по отзывам современников, на десяти из них Ермаков говорил свободно.

Персидский мулла. 1880-1890-е гг.
Персидский мулла. 1880-1890-е гг.

Для съемок в поездках по разным странам и регионам Ермакову требовалось техническое усовершенствование походной фотографической лаборатории и он конструирует новые объективы, переделывает походный фотографический прибор фактически в мобильную камеру.

Дмитрию Ивановичу удавались отличные снимки труднодосягаемых объектов; опыт, научный и художественный подход, позволили  уже пожилому Ермакову принять участие в горном путешествии и выполнить съёмку великолепных ландшафтов: Ладжаурского ущелья, снеговой горы Гунай, Местия, видов горных селений; в результате предприятия появился альбом «По Сванетии», с прекрасными образцами фотографического искусства. В 1910 году, совместно с профессором Эквтиме Такаишвили (1863‒1953), он предпринимает экспедицию в Лечхум-Сванети, откуда привозит порядка 900 стеклянных негативов.

В многонациональной Российской империи существовал особый интерес на фотоизображение самых разных этнических типов; широкое распространение получили этнографические выставки, на многие из них Ермаков предоставлял свои фотографические серии.

Греческий богатый костюм.1880-1890-е гг.
Греческий богатый костюм. 1880-1890-е гг.

В целях популяризации материала Ермаков издаёт в 1896 г. в Тифлисе «Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции», содержащий информацию о 18 тысячах снимков, затем, в 1901 выходит продолжение к изданию 1896 года; в 1902 г. издает альбом «Зеркало Кавказа».  Всего, с середины 1860-х по 1910-е годы, Ермаковым было создано более 40 000 негативов и 25 тысяч пронумерованных и аннотированных снимков, представляющих целый тематический комплекс, в полной мере раскрывающий информационный потенциал этнографической и видовой фотографии, как научного источника.

Известно, что Ермаков принял активнейшее участие в сохранении наследия своего коллеги Александра Роинашвили, выкупив после смерти фотографа его архив, фотографическое оборудование и часть коллекции фотографий; поддерживая деятельность известного Кавказского передвижного музея Роинашвили, подготовил его каталог «Материалы по археологии Кавказа». Участвовавший не только в российских, но и зарубежных конкурсах, Ермаков удостоился весьма высоких оценок, о чём свидетельствуют многочисленные награды: по мнению исследователей, Дмитрий Иванович получил около 30 наград российских и зарубежных конкурсов.

Фотодокументы из многочисленного наследия, оставленного Дмитрием Ивановичем Ермаковым, сегодня находятся в частных и музейных собраниях всего мира: Франции, Великобритании, США, Италии, Германии. Значительные коллекции представлены в Тбилисском музее (в составе архива, приобретенного Грузинским обществом истории и этнографии),  Этнографическом музее Санкт-Петербурга.

В Исторический музей фотографии поступали в разное время; в 1905 году порядка пятидесяти поступили в составе коллекции, переданной по завещанию А.П. Бахрушина; значительный комплекс с видами архитектурных памятников Кавказа и снимков, сделанных с предметов материальной культуры, переданы в Исторический музей с коллекциями Уваровых и Императорского Московского Археологического общества. Более пятисот снимков этнографического и видового характера, выполненных Д.И. Ермаковым, были приобретены  Историческим музеем в 1949 году у А.З. Локш.  В 1960 году поступила серия снимков Ермакова, обнаруженная Московской историко-бытовой экспедицией ГИМ.

Литература:

Бахрушин А.П. Из записной книжки А.П. Бахрушина. Кто, что собирает. М., 1916. С.39

Герсамия Т. Творческое наследие Дмитрия Ермакова // Советское фото. 1985 № 12. С.34-37.

Никитин В. Зурначи, кинто, муши (о фотографиях Ермакова) // Родина. 1989 № 3. С.74-79.

Семакова И.А. Дмитрий Ермаков и зарождение фоторепортажа в России // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Сборник ГИМ. М., 1995. С. 348-358.