В иконостасе церкви Василия Блаженного, выполненном в 1895 году мастерской Осипа (Иосифа) Чирикова, собрана целая галерея миниатюрных икон древнерусских юродивых. Есть среди них и икона Михаила Клопского (умер около 1453–1456 гг.) – одного из самых интересных и загадочных святых в русской истории. Помещена она в пядничном (пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами большого и указательного пальцев руки) ряду среди других известных юродивых: Андрея Цареградского (Константинопольского), Максима Московского, Николы Салоса, Иоанна Большой Колпак.
По одной из версий, Михаил был племянником московского князя Димитрия Донского, но по причинам, о которых можно только догадываться, избрал для себя стезю юродства Христа ради. В канун праздника Рождества Иоанна Предтечи он неожиданно объявился в Троицком Клопском монастыре близ Великого Новгорода и, несмотря на странное поведение (на все расспросы он отвечал, словно эхо – повторяя их слово в слово), был принят в число насельников обители. Его имя, равно как и принадлежность к московскому великокняжескому дому, стали известны монахам лишь спустя несколько лет, когда Михаила узнал пришедший в монастырь на богомолье младший сын Дмитрия Донского Константин. Юродивый прожил в монастыре больше пятидесяти лет, прославившись крайней степенью аскезы, многочисленными пророчествами и чудесами.
К лику святых Михаил Клопский был причислен в 1547 году в правление Ивана Грозного, который знал и чтил своего блаженного сродника. Судить об этом позволяет присутствие образа святого в выполненных по заказу царя памятниках – росписи Троицкого собора Александровской слободы и живописном декоре царского моленного места в новгородском Софийском соборе. Кроме того, известно, что Иван Васильевич благоволил Клопскому монастырю: по его распоряжению в обители был выстроен новый храм в честь святой Троицы, а после опричного разгрома Великого Новгорода в 1570 году ей, в отличие от большей части местных монастырей, были пожалованы новые земельные владения.
Возвращаясь к иконе из церкви Василия Блаженного, необходимо подчеркнуть одну выделяющую ее деталь: монашеское одеяние Михаила Клопского лишь едва опускается ниже колен, оставляя стопы и щиколотки полностью открытыми. Этот вариант облика святого упоминается всего в двух иконописных подлинниках и почти не встречается в посвященных ему памятниках церковного искусства. Необычное решение объединить монашескую ризу с наготой юродивого является крайне ценным свидетельством иконографических поисков с целью найти духовному подвигу Михаила Клопского наиболее точное визуальное воплощение, что в свою очередь заставляет по-новому взглянуть на миниатюрную икону из иконостаса церкви Василия Блаженного и вновь поразиться способности Покровского собора преподносить сюрпризы.