Образ Михаила Клопского, или Еще один сюрприз Покровского собора — Блог Исторического музея

Образ Михаила Клопского, или Еще один сюрприз Покровского собора

В иконостасе церкви Василия Блаженного, выполненном в 1895 году мастерской Осипа (Иосифа) Чирикова, собрана целая галерея миниатюрных икон древнерусских юродивых. Есть среди них и икона Михаила Клопского (умер около 1453–1456 гг.) – одного из самых интересных и загадочных святых в русской истории. Помещена она в пядничном (пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами большого и указательного пальцев руки) ряду среди других известных юродивых: Андрея Цареградского (Константинопольского), Максима Московского, Николы Салоса, Иоанна Большой Колпак.

Иконостас церкви святого Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.
Иконостас церкви святого Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.

По одной из версий, Михаил был племянником московского князя Димитрия Донского, но по причинам, о которых можно только догадываться, избрал для себя стезю юродства Христа ради. В канун праздника Рождества Иоанна Предтечи он неожиданно объявился в Троицком Клопском монастыре близ Великого Новгорода и, несмотря на странное поведение (на все расспросы он отвечал, словно эхо – повторяя их слово в слово), был принят в число насельников обители. Его имя, равно как и принадлежность к московскому великокняжескому дому, стали известны монахам лишь спустя несколько лет, когда Михаила узнал пришедший в монастырь на богомолье младший сын Дмитрия Донского Константин. Юродивый прожил в монастыре больше пятидесяти лет, прославившись крайней степенью аскезы, многочисленными пророчествами и чудесами.

К лику святых Михаил Клопский был причислен в 1547 году в правление Ивана Грозного, который знал и чтил своего блаженного сродника. Судить об этом позволяет присутствие образа святого в выполненных по заказу царя памятниках – росписи Троицкого собора Александровской слободы и живописном декоре царского моленного места в новгородском Софийском соборе. Кроме того, известно, что Иван Васильевич благоволил Клопскому монастырю: по его распоряжению в обители был выстроен новый храм в честь святой Троицы, а после опричного разгрома Великого Новгорода в 1570 году ей, в отличие от большей части местных монастырей, были пожалованы новые земельные владения.

Икона «Святой Михаил Клопский». Из иконостаса церкви святого Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.
Икона «Святой Михаил Клопский». Из иконостаса церкви святого Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.

Возвращаясь к иконе из церкви Василия Блаженного, необходимо подчеркнуть одну выделяющую ее деталь: монашеское одеяние Михаила Клопского лишь едва опускается ниже колен, оставляя стопы и щиколотки полностью открытыми. Этот вариант облика святого упоминается всего в двух иконописных подлинниках и почти не встречается в посвященных ему памятниках церковного искусства. Необычное решение объединить монашескую ризу с наготой юродивого является крайне ценным свидетельством иконографических поисков с целью найти духовному подвигу Михаила Клопского наиболее точное визуальное воплощение, что в свою очередь заставляет по-новому взглянуть на миниатюрную икону из иконостаса церкви Василия Блаженного и вновь поразиться способности Покровского собора преподносить сюрпризы.