Если не Арнольди, то кто? — Блог Исторического музея

Если не Арнольди, то кто?

Как бы ни было велико желание музейного хранителя установить имя неизвестного на портрете, руководствуясь лишь некоторыми характерными внешними признаками, такого подхода всё же следует избегать. Успешный результат исследования возможен только при применении различных методов атрибуции и при подробном анализе предмета.

Хорошо известен хранящийся в Государственном историческом музее портрет прославленного героя наполеоновских войн генерала Ивана Карловича Арнольди (1780–1860).

Неизвестный художник. Портрет Ивана Карловича Арнольди После 1835 г. Холст, масло
Неизвестный художник.
Портрет Ивана Карловича Арнольди
После 1835 г. Холст, масло

Он отличился во многих сражениях, и особенно в Битве народов под Лейпцигом 6 октября 1813 года, где продолжал командовать орудиями даже после того, как ядром ему оторвало левую ногу. После ранения Иван Карлович не выбыл из строя, а продолжил служить еще 47 лет — воевал против турок с деревянной ногой. Ветеран умер на 80-м году жизни, будучи генералом от артиллерии и сенатором.

Ростовой портрет Ивана Карловича подарили Музею 1812 года его потомки. Портрет экспонировался на юбилейной выставке в 1912 г. в Зале героев и был опубликован в каталоге выставки (№ 82). Датировать его можно второй половиной 1830-х гг., т. к. на эполетах мундира видны три генерал-лейтенантские звездочки (в этот чин он был произведен 6 декабря 1835 г.). Кроме того, на выставке был показан еще и погрудный портрет Ивана Карловича, оставшийся в собственности потомков (№ 76). Местонахождение его в настоящее время неизвестно.

Портреты И.К. Арнольди. Воспр. в: Альбом. Выставка 1812 года / Высочайше утверждённый Особый Комитет по постройке в Москве музея 1812 года; иллюстрированное издание под редакцией В.Божовского. М., 1913. С. 104, 116 (№ 76, 82).
Портреты И.К. Арнольди. Воспр. в: Альбом. Выставка 1812 года / Высочайше
утверждённый Особый Комитет по постройке в Москве музея 1812 года; иллюстрированное
издание под редакцией В.Божовского. М., 1913. С. 104, 116 (№ 76, 82).

В фондах ГИМ хранится еще один ростовой портрет генерала с деревянной ногой, происходящий из Музея 1812 года.

Неизвестный художник. Портрет К. А. Бендерского (ранее Портрет неизвестного с деревянной ногой. Вторая четверть XIX в.) Холст, масло
Неизвестный художник.
Портрет К. А. Бендерского (ранее Портрет неизвестного с деревянной ногой. Вторая четверть
XIX в.)
Холст, масло
(Публикуется впервые в цвете)

Вероятно, поэтому его посчитали еще одним портретом И. К. Арнольди, правда, под знаком вопроса. Вот его описание в инвентарной книге: «В рост, голова 3/4 налево. Стоит, опираясь на палку, левой рукой указывает назад в правый угол. Черные бачки. Зеленый мундир с эполетами, розовые шитые золотом ворот и манжеты. На груди кресты, медали. На голове треуголка с плюмажем. Правая рука в перчатке и держит другую перчатку. Фон — пейзаж, дерево слева, справа сзади пожар в степи».

Неизвестный изображен в общегенеральском мундире (красные расшитые воротник и обшлага со временем выцвели до розовых), с орденами Св. Анны 2-й ст. с алмазами, прусским Pour le Mérite, Св. Георгия 4-го класса, Св. Владимира 4-й ст. с бантом, а также с серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года на груди. Последний крест в колодке, очевидно, иностранного ордена, идентифицировать его не удалось. Под колодкой расположен Знак отличия беспорочной службы.

На первый взгляд, атрибуция справедлива, и даже отсутствие у генерала пышных усов не особенно смущает, ведь известны портреты Арнольди и без усов. Однако награды неизвестного генерала существенно отличаются от наград Ивана Карловича, который, помимо орденов Св. Георгия 4-го класса, Св. Владимира 4-й ст. с бантом и прусского Pour le Mérite, также имел золотой крест за Прейсиш-Эйлау, орден Св. Иоанна Иерусалимского и шведский орден Меча, а вот ордена Св. Анны 2-й ст. с алмазами не имел вовсе, т. к. в 1829 г., имея только 4-ю степень, был за отличие награжден сразу 1-й. К тому же на Юбилейной выставке 1912 г. уже выставлялись два портрета Арнольди.

Заметим, что после наполеоновских войн многие российские офицеры, получившие увечья в сражениях, продолжали службу в армии, хотя большинство из них, в отличие от Арнольди, больше не сражались, а занимали различные должности в Военном ведомстве или в гарнизонах. Вероятно, таков был и наш неизвестный генерал.

Если внимательно приглядеться к портретам, опубликованным в каталоге юбилейной выставки 1912 г., то среди шпалерной развески в Зале героев 1812 года в нижнем правом углу виден искомый портрет под № 60.

Портрет К. А. Бендерского. Воспр. в: Альбом. Выставка 1812 года / Высочайше утверждённый Особый Комитет по постройке в Москве музея 1812 года; иллюстрированное издание под редакцией В.Божовского. М., 1913. (№ 60).
Портрет К. А. Бендерского. Воспр. в: Альбом. Выставка 1812 года / Высочайше
утверждённый Особый Комитет по постройке в Москве музея 1812 года; иллюстрированное
издание под редакцией В.Божовского. М., 1913. (№ 60).

В каталоге он описан так: «Арт[иллерии] ген[ерал] маиор К. А. Бендерский. В 1812 г. находился в сражениях против саксонских войск под г. Кобрином, 27 июля против австрийских войск под начальством гр[афа] Даламберта при Городечне, Брест-Литовске, Борисове и других. Портрет в рост. Собств[енность] музея 1812 г. Дар С. М. Бендерского». Сергей Михайлович Бендерский (1866—?) — внук генерала, сын Михаила Константиновича Бендерского от брака со второй супругой Александрой, вместе с портретом подарил также и копию формулярного списка деда, благодаря которому удалось восстановить его ратный путь.

Константин Александрович Бендерский родился около 1783 г., в службу вступил фурьером во 2-й Канонирский полк, в офицеры произведен 23 июля 1801 г. Боевое крещение поручик получил в кампании 1808 г. против шведов. 20 августа был в сражении при Куортане на батареях, орудия для которых были перенесены егерями на руках по невозможности их провоза по дорогам. Наградой был орден Св. Владимира 4-й ст. с бантом. Также он отличился в сражении 2 сентября у Оровайса, где был выдвинут начальником авангарда Я. П. Кульневым на дорогу с одним 12-фунтовым орудием. Несколько часов выдержал Бендерский под огнем шведов, прикрывая отступающих товарищей. Наконец, когда не осталось ни одной лошади и почти вся артиллерийская прислуга была перебита, он был сменен другим офицером. Ф. В. Булгарин, также служивший под командой Кульнева, заметил в своих «Воспоминаниях»: «Об этом храбром офицере упоминается здесь часто, он лишился ноги в Отечественную войну, и был после того комендантом в Вильне. Не знаю, жив ли он, но во всяком случае дети должны гордиться заслугами родителя. Кроме того, что Бендерский был храбр, он был также добрый человек и отличный товарищ».

Отечественную войну 1812 г. капитан К. А. Бендерский встретил в составе 3-й Резервной (Обсервационной) армии и в составе авангарда под командованием К. О. Ламберта принял участие в ряде сражений вплоть до Березинской операции (награжден орденом Св. Анны 2-й ст.). В 1813 г. участвовал в блокаде крепости Торн (произведен в подполковники), сражениях при Бауцене, Кацбахе, Лейпциге (награжден золотой шпагой «За храбрость») и других, переправе через Рейн и в боях на территории Франции в 1814 г., за что произведен в полковники.

Подполковник 28-й легкой роты 15-й артиллерийской бригады Бендерский был отмечен на доске Храма Христа Спасителя в Москве как убитый в сражении при Ла-Ротьере 20 января 1814 г. Однако храбрый офицер выжил и продолжил службу, хотя раздробленную картечью левую ногу пришлось ампутировать ниже колена.

17 декабря 1817 г. командир 22-й артиллерийской бригады полковник Бендерский был назначен комендантом в Вильну (ныне Вильнюс), а в 1826 г., уже будучи генерал-майором, — командиром Шостенского порохового завода.

Сложен вопрос о датировке портрета. Во-первых, в конце XIX в. произведение было дублировано на новый холст. Во-вторых, мундир и награды на нем были переписаны. Следы правок заметны на воротнике, эполетах, обшлагах и на груди. Проступающий глухой воротник с красной выпушкой свидетельствует, что изначально К. А. Бендерский был изображен в артиллерийском мундире, который последствии был переписан в общегенеральский. Тогда же были переписаны и награды. Так, был добавлен орден Св. Георгия 4-го класса, который Бендерский получил в 1823 г. за 25 лет беспорочной службы. Также добавлен Знак отличия беспорочной службы, учрежденный лишь в 1827 г. Кроме того, поменял свое расположение орден Pour le Mérite, однако со временем прежнее изображение проступило сквозь слой краски, и у Бендерского оказались целых два одинаковых прусских креста.

Портрет К.А. Бендерского. Фрагмент
Портрет К.А. Бендерского. Фрагмент

Однако генерал изображен без серебряной медали за взятие Парижа, которую военнослужащим начали раздавать в марте 1826 г. Кроме Pour le Mérite, наш герой не имел других иностранных наград, поэтому можно только предположить, что последний в колодке крест является все тем же приписанным орденом Св. Георгия, который затем был перемещен первым в петлицу согласно правилам ношения.

Мы не знаем, что за пожар изображен на заднем плане картины. Зато известно, что карьеру Бендерского также разрушил пожар. 24 июля 1830 г. на Шостенском заводе удар молнии в здание привел к взрыву 655 пудов пороха. В результате погибло 11 человек, а казне был нанесен ущерб более чем в 32,5 тысячи рублей. Следствие признало виновным Бендерского, который не распорядился убрать в погреба сотни пудов бракованного пороха, да еще и хранил на фабрике почти тысячу пудов пороховой мякоти, которая не сгорела только благодаря мужеству работников завода. Командиру был сделан строгий выговор, ставший для Бендерского уже вторым за короткое время: еще в 1829 г. инспекторская проверка на Шостке выявила вопиющие злоупотребления, растрату и притеснения рабочих. К. А. Бендерский, показавший себя бездеятельным руководителем, в августе 1831 г. был отстранен от управления заводом. В 1834 г. он вышел в отставку. По некоторым данным, умер Константин Александрович в 1841 г.