7 марта 1876 года американский и канадский ученый и изобретатель Александр Белл получил патент на «говорящий телеграф» или телефон. Через несколько лет в 1882 году основанной им «Международной компанией телефонов Белла» были построены и введены в эксплуатацию первые городские телефонные станции в Российской империи — в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К началу XX века телефонная сеть первопрестольной насчитывала почти три тысячи абонентов, однако Главное управление почт и телеграфов, недовольное низкими темпами телефонизации и высокой абонентской платой, не стало продлевать договор с компанией Белла. Были назначены торги, по итогам которых московская городская сеть перешла в ведение «Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества». Его руководителем был Хенрик Торстен Седергрен, ранее создавший одну из первых успешных телефонных компаний в Швеции — SAT (Stockholms Allmänna Telefon).
Помимо сниженной в несколько раз абонентской платы новые владельцы предложили перейти от воздушных линий передач к прокладке подземного кабеля, что в итоге позволило добиться качественного скачка в развитии — к 1916 году количество абонентов перевалило уже за 60 тысяч. Доступ к кабелю обеспечивался посредством специальных люков, которые опознавались по украшающему их символу — извергающей молнии трубке изобретенного Александром Беллом аппарата, окруженной 12-конечной звездой. Так, посредством Шведско-датско-русского общества официальная эмблема компании SAT на долгие годы стала опознавательным знаком коммуникаций московской телефонной сети. Отказались от него только в середине 1950-х гг., спустя три революции и две мировые войны после первого появления.
К чему был весь этот исторический экскурс?
Дело в том, что с точки зрения истории коммуникаций, Покровский собор без преувеличения является сегодня заповедником, сохраняющим то, чего в Москве почти нигде не увидеть.
Среди почти двух десятков люков, усеивающих примыкающую к нему территорию, как минимум два являются настоящими даже не раритетами, а памятниками. На одном из них как раз находится вышеописанный символ, сопровождаемый до сих пор различимой надписью из трех букв «Н. К. С.», свидетельствующей о том, что люк относится ко временам Наркомата связи (1932–1946 гг.).
Расположен он у оживленного места, практически под крыльцом собора, но, как правило, ни деловито спешащие сотрудники, ни гости музея его не замечают. Это, надо признать, не удивительно — находясь в непосредственной близости от искрящегося декора Покровского собора сложно обращать внимание на что-то еще. Тем не менее время от времени делать это все же стоит, ведь, как показывает данный пример, интересные истории здесь буквально лежат под ногами. И то, что на первый взгляд кажется странно изображенным пауком, на самом деле, подобно факелу Прометея, является символом технического прогресса, берущим свое начало в заключительных десятилетиях XIX в.
Да, а что же изображено на втором, еще более древнем люке из «коллекции» Покровского собора? Об этом мы поговорим в другой раз.