Наверняка многие помнят, что заключительная серия классической советской экранизации «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» называлась «Двадцатый век начинается». Однако мало кто знает, что на самом деле для реально существовавшего мистера Холмса двадцатое столетие началось с посещения Покровского собора. Оно состоялось летом 1901 года в рамках масштабного путешествия, в ходе которого Холмс посетил Петербург, Москву, Пекин и Сеул, побывав между делом в гостях у писателя Льва Толстого и став заодно одним из первых пассажиров Великого Сибирского пути (так тогда именовалась Транссибирская магистраль). Собор произвел на него противоречивое впечатление:
«Еще одно напоминание об архитектуре, которой больше нет — невероятно фантастическая церковь Василия Блаженного, нищенствующего монаха XVI века, который, как говорят, был так же безумен, как и облик посвященного ему удивительного памятника. Он не поддается описанию, любые слова меркнут в бессильной попытке как-то осмыслить это нагромождение, столь жуткое в своей уродливости, что это на самом деле красиво.
Каждая культура и каждая эпоха создает свои неповторимые памятники. В церкви Василия Блаженного нашли свое наглядное отражение эпоха раннемосковского царства и страшное правление Ивана Грозного — этого Нерона славянской расы. Подобно тому, как придворный палач царя доводил своих жертв до того, что они принимали пытку с удовольствием, это сооружение царского архитектора испытывает наш взор до тех пор, пока мы в один момент не воскликнем: “Какой ужас! Какая красота!”, не понимая, какое из утверждений на самом деле передает наши истинные чувства. Не знаем, благодарить или осуждать царя Ивана, ослепившего несчастного создателя этой церкви, дабы он не построил ничего подобного ей.
Интерьеры здесь в высшей степени любопытны. Небольшие кельи или капеллы под каждым куполом, низкие узкие проходы, пронзающие стены, которые в свою очередь настолько массивны, что легко можно вообразить, как вся церковь была высечена из одного гигантского каменного блока, в котором кропотливым трудом прорублены небольшие пещеры и соединяющие их коридоры. И вновь возникает чувство, что мы бродим посреди обильно украшенных фресками катакомб».
Рассказ о путешествии по России, равно как и отзыв о посещении Покровского собора не удастся отыскать ни в записках доктора Ватсона, ни в произведениях сэра Артура Конан Дойла. Эти интереснейшие материалы встречаются лишь в восьмом томе так называемых «Травелогов Холмса». Реально существовавший мистер Элиас Бертон Холмс (1870–1958) профессионально путешествовал по разным странам, после чего выступал со специальными лекциями, в которых его рассказ сопровождался показом цветных слайдов и — невиданное дело! — документальной киносъемкой (это последнее обстоятельство выгоднейшим образом отличало его от немногочисленных коллег по цеху). Следующим — заключительным — этапом в его работе была литературная обработка лекций и их последующее издание в виде специального альбома-травелога (англ. travelogue от travel — путешествие — жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства). За свою продолжительную карьеру мистер Холмс побывал практически везде, в общей сложности шесть раз обогнув земной шар, благодаря чему и заслужил славу лучшего в своей необычной профессии. Совсем как его знаменитый литературный однофамилец.