Изображения-перевёртыши известны довольно давно. Наиболее ранние примеры перевёртышей мы можем найти в творчестве Дж. Арчимбольдо, жившем в XVI в. в Милане. Достаточно вспомнить его знаменитые картины «Садовник» (1587–1590) и «Голова и корзина с фруктами» (1590).
У каждого изображения-перевёртыша своя символика, свой смысл. Однако все они — это своеобразная интеллектуальная игра художника со зрителем. Перевёртыши несут в себе традицию карнавальной смеховой культуры, для которой характерен принцип комической подмены, т. е. перевертывания изображения в прямом и переносном смысле. Таким образом, картинки-перевёртыши всегда являлись сатирическими изображениями, шутками с двойным дном.
В российской и европейской художественной культуре XVIII–XIX вв. традиция создания изображений- перевёртышей, пришедшая из нового времени, продолжилась, и несколько занимательных примеров этому мы можем найти в фондах отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея.
Оригинальный отечественный живописный перевёртыш «Аллегорическое изображение мужской головы» создан во второй половине XIX в. в жанре «Vаnitas». На нем изображен бородатый мужчина, который при повороте картины на 180 градусов превращается в череп, лежащий на костях. Изображение сопровождается стихотворным обращением персонажа к зрителю. Стихотворение поделено на две части: одна — «монолог» бородатого персонажа, вторая — «монолог» черепа. Приведем текст дословно:
Добръ бЬхъ Измлада Ирумянъ Якъ шипок ДозрЬлий.
Итвои Очи Сладко Тогда Намя зрЬ ли.
НынЬ Желтъ, худъ Исухъ, якъ листъ Предъ зимою:
Лихость Мою Точiю Крiю Бородою
Ещежъ нынЬ Какъ Нiесть, Носладко Ты Намя зрЬти:
ДаисЬдинъ Ради Мусишь Мя Почтиты:
Что Впредъ Сомною Будетъ Ежели Незнаешъ:
Обратъ Стремъ главъ образъ тотъ часъ угадаешъ.
(Монолог от имени бородатого мужчины)Отеперъ якъ Говоря никожи нирожи Icам уже на кого похожй
Бя Якъ незнаю Ты мнЬ Образецъ Наличный
Твой Выдъ ВскорЬ Имать Быть нЬчимъ Неразличный
Кто Любитъ тя Днесь Той самъ огидитъ тобою,
Кто Чтитъ Утро Черепъ Твой поперетъ ногою.
(Монолог от имени черепа)
Таким образом, герой — бородатый мужчина — рассказывает зрителю о том, как он был молод, красив и насколько теперь состарился. В последней строке персонаж предлагает зрителю перевернуть картину и увидеть, что станет с ним дальше. Повернув изображение, зритель видит, что лицо мужчины превратилось в череп. Персонаж же, комментируя свой внешний вид («ни кожи, ни рожи»), «оптимистично» убеждает собеседника, что сам он скоро превратится в нечто подобное — следовательно, умрет. Таким образом, живописный перевёртыш является символическим повествованием о бренности земного существования. Г. Вдовин называл этот памятник именно «аллегорией бренности бытия», хотя в стихотворном тексте, сопровождающем изображение, отчетливо слышны нотки сарказма. Добавим только, что этот предмет поступил на государственное хранение в советское время (был приобретен у некоего К. Н. Митина).
В фонде печатной графики мы тоже нашли «перевёртыша».
Это неподписная гравюра офортом «Зажигатель», исполненная анонимным автором, предположительно, Иваном Теребеневым в 1813 г. С одной стороны изображена голова мужчины в шляпе, в очках и с надписью вверху «Н. Бонапарте», а при повороте гравюры на 180 градусов мы видим женскую голову в чепце с надписью «Л. Ранiоли».
Заметим, что лицо изображенного никак не похоже на французского императора, и кто такая мадам Раниоли, тоже неизвестно. Но карикатуры на известные события Отечественной войны 1812 года, в частности, на слухи о поджоге Москвы Наполеоном нашли отражение в русском изобразительном искусстве первой четверти XIX века.
Другой озорной перевёртыш — это небольшой французский портсигар, созданный в технике папье-маше и декорированный изображением, выполненным масляными красками. Этот портсигар интересен не только забавной картинкой, но и необычной историей происхождения. На портсигаре изображен мужчина в одежде паши. Но при переворачивании предмета на 180 градусов этот мужчина превращается в обнаженную женщину, от фигуры которой, словно крылья, расходятся два полотнища светло-голубой ткани. Надпись на портсигаре гласит, что изображенный персонаж — Абдель Кадер.
Абд аль-Кадир (1808–1883) был национальным героем Алжира, возглавлявшим антиколониальную военную кампанию против французской армии. Данный портсигар, безусловно, является шуточным предметом, возможно, созданным с целью поднять настроение французским солдатам. Одновременно изображение несет в себе нотки иронии по отношению к армии противника.
Портсигар был подарен Музею 1812 года Юлией Яковлевной фон Гессе, внучкой героя Отечественной войны 1812 года, и экспонировался на юбилейной выставке в Историческом музее в 1912 году.
Литература:
Вдовин Г. Заслужить лицо. Этюды о русской живописи XVIII века. М.: Прогресс-Традиция, 2017.
Примитив в России. XVIII —XIX век: Иконопись. Живопись. Графика: Каталог выставки/ Отв. ред. и авт. вст. статьи А. В. Лебедев. М., 1995. С. 114.