Непростая судьба двух произведений Гросвальда — Блог Исторического музея

Непростая судьба двух произведений Гросвальда

Сверка фонда – удивительный процесс, таящий в себе много тайн и неожиданностей. Одной из таких неожиданностей стало «знакомство» с двумя акварельными работами.

В фонде «Мода» отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея в одной из папок с произведениями этнографической тематики лежали два небольших по формату рисунка, написанных в свободной манере, свойственной художникам-модернистам. На рисунках изображены мужчины в национальных латышских костюмах. На одном рисунке изображен стоящий мужчина с курительной трубкой в руке, на другом – мужчина, сидящий за столом.

На обороте рисунков стоят штампы и номера Государственного музейного фонда. Помимо этого на оборотной стороне одного из произведений приклеена бумажная этикетка, на которой от руки было написано «Иосифъ Фридрихов. Гросвальдъ. “Латышскiй костюмъ“. № 9 – 13 ». Данная подпись сообщает о том, что автором произведения является латышский художник-модернист Язепс Гросвальд (Jāzeps Grosvalds).

Гросвальд Я. Латвиец с курительной трубкой. Лист из серии фигур в этнографических костюмах. Российская империя. 1914-1915 гг.
Гросвальд Я. Латвиец с курительной трубкой. Лист из серии фигур в
этнографических костюмах. Российская империя. 1914-1915 гг.

Я. Гросвальд (1891–1920) – известный в Латвии художник, стоявший у истоков латышского модернизма. Язепс был сыном дипломата Фридриха Гросвальда, родным братом историка искусства Ольгерда Гросвальда и дядей легендарной музейной сотрудницы Мери Гринберг (возвращавшей культурные ценности, вывезенные фашистскими захватчиками из Латвии во время Второй мировой войны). Язепс увлекался искусством, обучался живописи и рисунку в Мюнхене и Париже. В 1914 г. он основал в Риге общество молодых художников «Зеленый цветок». Во время Первой мировой войны Я. Гросвальд оказался в России, вступил в Комитет помощи беженцам, участвовал в выставке произведений латышских художников, проходившей в Петрограде (1915 г.) и Москве (1916 г.), затем в 1917 г. вступил в полк латышских стрелков. В ходе перипетий военного времени молодой художник попал на дипломатическую службу в посольство Латвии в Париже, но там он заразился «испанкой» и скоропостижно скончался. Внезапная кончина прервала творческий путь молодого художника Язепса Гросвальда. Тем не менее, за свою недолгую жизнь Я. Гросвальд успел создать немало произведений, в том числе и два рисунка, которые хранятся в ГИМе. Подлинность рисунков подтверждается авторской подписью «J.G.» в правом нижнем углу каждого произведения. Возник вопрос: как и при каких обстоятельствах рисунки латышского модерниста оказались в собрании ГИМ?

В результате поисков в научно-ведомственном архиве ГИМ и в РГАЛИ удалось узнать, что акварельные рисунки Гросвальда поступили в Исторический музей в 1928 г. из Государственного музейного фонда, куда попали из коллекции богатых московских купцов-чаеторговцев Высоцких. Один из представителей купеческой династии, Давид Вульфович Высоцкий, был крупным меценатом и коллекционером произведений искусства. Возможно, Д.В. Высоцкий мог заинтересоваться творчеством начинающего молодого латышского художника.

Этикетка на оборотной стороне произведения «Латвиец с курительной трубкой. Лист из серии фигур в этнографических костюмах»
Этикетка на оборотной стороне произведения «Латвиец с курительной трубкой.
Лист из серии фигур в этнографических костюмах»

Акварели, хранящиеся в фонде ГИМ, скорее всего, происходят из какой-то серии. Предположение о серии рисунков подтверждают номера 9 – 12, указанные в бумажной этикетке на обороте одного из рисунков. При изучении биографии Я. Гросвальда возникла гипотеза о том, что изображения мужчин в национальных костюмах могли экспонироваться на выставке латышских художников в Петрограде и в Москве и были созданы художником как раз в недолгий период пребывания в России. В каталоге петроградской выставки, хранящемся в Российской государственной библиотеке, серия акварельных рисунков не значится. Следовательно, данная серия могла быть представлена зрителям на выставке латышских художников в Москве, проходившей в «Галерее Лемерсье» с 6 марта по 3 апреля 1916 г., откуда, возможно, рисунки и попали в коллекцию московских купцов Высоцких. Однако подтверждение этому по каталогам и известной на сегодня литературе найти не удалось.

По счастливому стечению обстоятельств и благодаря содействию научного сотрудника отдела ИЗО Анастасии Черненковой и исследователя из Литвы Дайнюса Юневичиуса удалось связаться с Эдуардом Клявиньшем – профессором Латвийской академии художеств, исследователем творчества Я. Гросвальда и автором единственной монографии о художнике (Džo. Jāzepa Grosvalda dzīve un māksla). Профессор Э. Клявиньш подтвердил предположение об экспонировании рисунков с изображением мужчин в национальных костюмах на выставке латышских художников в Москве в 1916 г., и о том, что найденные рисунки являются частью этнографической серии. Эта акварельная серия фигур в этнографических костюмах хранится в Латвийском национальном художественном музее, там же хранится и набросок Я. Гросвальда к одному из рисунков в собрании ГИМ. По словам Э. Клявиньша, Гросвальд был увлечен этнографической темой в 1914 – 1915 гг. В одном из писем профессор сообщил, что «во время пребывания в армии, находясь в Витебске, Язепс получил письмо из Москвы с сообщением о том, что все его небольшие работы, бывшие на выставке, проданы (запись в его дневнике от 15 апреля 1916 г.). Очевидно, таким образом, эти две работы и попали к купцам Высоцким».

Гросвальд Я. Латвиец, сидящий за столом. Лист из серии фигур в этнографических костюмах. Российская империя. 1914-1915 гг.
Гросвальд Я. Латвиец, сидящий за столом. Лист из серии фигур в этнографических
костюмах. Российская империя. 1914-1915 гг.

Итак, в результате изучения происхождения предметов стало ясно, что два акварельных рисунка Я. Гросвальда из собрания ГИМ были созданы в числе серии фигур в этнографических костюмах и представлены на выставке латышских художников в Москве в 1916 г., затем они, вероятно, были приобретены купцом и коллекционером Давидом Вульфовичем Высоцким, а после революции 1917 г., когда Давид Вульфович эмигрировал из России в Великобританию, рисунки Гросвальда попали в Государственный музейный фонд и оттуда в 1928 г. поступили в собрание ГИМ. В силу исторических обстоятельств акварельные произведения Язепса Гросвальда были на время забыты, поэтому не публиковались, не экспонировались и оставались неизвестными исследователям и любителям изобразительного искусства. Тем не менее, эти два произведения Я. Гросвальда, хранящиеся в собрании ГИМ, являются ценными художественными произведениями и редкими примерами творчества малоизвестного в России латышского художника-модерниста.

Литература:

Энциклопедия русского авангарда: изобразительное искусство, архитектура: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров: в 3 т. / авт.-сост.: В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. – Москва : Global Expert & Service Team, 2013–2014.