Скифская баллада — Блог Исторического музея

Скифская баллада

Там, за Танаис-рекой

[Танаис это античное название р. Дон в Ростовской области. Древнегреческий писатель Страбон указывал, что вдоль реки Танаис проходит граница Европы и Азии: «Танаис течет из северных областей, однако не в диаметрально противоположном направлении к течению Нила, как думает большинство, но восточнее его; [как у Нила] истоки Танаиса неизвестны. Однако значительная часть течения Нила известна, так как река эта протекает через страну, всюду легко доступную и судоходную далеко вверх по течению. Устья Танаиса мы знаем (их два в северной части Меотиды, в 60 стадиях друг от друга); однако выше устья известна только небольшая часть течения реки из-за холодов и скудости, которую местные жители могут переносить, так как они питаются мясом и молоком по обычаю кочевников, но чужеземцы не переносят ее. Кроме того, кочевники, не вступающие в общение с другими народностями и более многочисленные и могущественные, преградили доступ во все удобопроходимые места страны и в судоходные части реки. По этой причине одни предположили, что истоки этой реки находятся в Кавказских горах; течет она сначала на север, а после изгиба впадает в Меотиду (с ними согласен и Феофан Митиленский), напротив, согласно сведениям других, Танаис течет из областей в верховьях Истра, однако они не приводят доказательства в подтверждение столь отдаленного истока реки или из других “климатов”, как будто невозможно, чтобы река начиналась вблизи и на севере. На реке и на озере лежит одноименный город Танаис, основанный греками, владевшими Боспором.»

[Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. КНИГА XI. II.]

Скифы пьют-гуляют

[О скифах упоминают многие античные писатели. Это древний ираноязычный кочевой народ со своей уникальной культурой. Многим скифы известны из-за своих погребальных памятников — земляных насыпей курганов скрывающих богатейшие захоронения с большим количеством золотых изделий.

Бляшка нашивная прямоугольная - конный скиф. Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная прямоугольная — конный скиф. Около 350 г. до н.э.

Потерял да грек покой

[Около реки Танаис находилась самая северная греческая колония — одноименный город. На территории городища и некрополя многие годы ведутся археологические раскопки, связанные с именами известных археологов, среди которых Шелов Д. Б., Казакова Л. М., Арсеньева Т. М., Ильяшенко С. М., Науменко С. А., Деопик Д. В. Каменецкий И. С.. Раскопки показали, что греческое поселение поддерживало торговые связи с соседями-кочевниками, однако бывали и военные столкновения.]

Скифы пьют-гуляют.

Бляшка с изображением женщины на табурете и стоящего с ритоном скифа. около 350 г. до н.э.
Бляшка с изображением женщины на табурете и стоящего с ритоном скифа. около 350 г. до н.э.

Потерял да грек покой
Скифы пьют-гуляют.

Даль степная широка, широка
Все Причерноморье.
Повстречаю грека я
Во широком поле.

Акинаком исколю

[Акинаком называют характерный короткий железный меч, популярный у скифов во второй половине I-го тысячелетия до нашей эры.

Акинак. V в. до н.э.
Акинак. V в. до н.э.

Всю античну рожу,
А потом коня возьму,
Конь всего дороже.

[Захоронения коней были важным элементом царских погребений у скифов. Далее обряд захоронения по Геродоту:

Тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше. Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину — на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят. Так скифы погребают своих царей.

[Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. КН. IV.71-73.]

Лихо въехал в Херсонес,

[Древний город, расположенный сегодня на территории г. Севастополь. Во II в. до н. э. Херсонесу пришлось вести длительную войну со скифами.]

Там продам гнедого,
А потом в кабак залез
Взял себе хмельного!
Выпью книдского вина

[Книд — колония в Малой Азии основанная выходцами из Спарты.]

Не смешав с водою,

[Греки смешивали вино с водой. Неразбавленное вино, по заверениям античных авторов, пили лишь варвары, что указывало на их буйный и распутный нрав.

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420 - 390 гг. до н.э.
Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420 — 390 гг. до н.э.
Кратер краснофигурный с изображением Дионисийской сцены. Середина - третья четверть V в. до н.э.
Кратер краснофигурный с изображением Дионисийской сцены. Середина — третья четверть V в. до н.э.

 

Кратеры — сосуды для смешивания вина с водой.

И гулял бы дотемна,
С гетерой молодою.

[В Греции, особенно в Афинах, права женщин были существенно ограничены. Они не имели присущих мужчинам гражданских прав, не распоряжались собственностью и в целом оставались в тени мужчины, под опекой которого находились (отца, брата, супруга). Женщины не могли посещать симпосий — ритуализированных пиршеств, на которых обсуждались политические, экономические и прочие вопросы. Несмотря на вышесказанное, в Греции существовали гетеры — свободные и независимые женщины, способные вести самые изысканные беседы с мужчинами, будучи хорошо образованными. Они активно участвовали в общественной жизни.]

Мой товарищ, акинак
Конь да лук с колчаном,

Бляшка нашивная фигурная: скиф, стреляющий из лука. Около 350 г. до н. э.
Бляшка нашивная фигурная: скиф, стреляющий из лука. Около 350 г. до н. э.

Скифы были прекрасными лучниками. Геродот даже приводит легенду, согласно которой скифы произошли от младшего сына Геракла:
Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы — полу-деву, полу-змею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя — змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

[Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. КН. IV. 9-10 ]

Пропадешь ты как дурак
Коль не будешь пьяным.

Пьяных боги берегут,
Истина святая.
Видно боги с нами пьют,

[Бога виноделия Диониса часто можно увидеть изображенным во время пиршества.]

Только мы не знаем.

Пей, гуляй, пока живешь
Веселись по пьяни,
Все равно конец найдешь
Во степном бурьяне.

Даль степная широка,
Без конца и края,
Льется песня степняка,
Льется, затихая…

Там, за Танаис-рекой
Скифы пьют-гуляют
Потерял грек да покой
Скифы пьют-гуляют!

Песня получила широкое распространение в археологической среде, а потому существует множество вариантов и дополнений.

Иногда можно встретить такой куплет

Царь Атей отдал приказ, отдал приказ

[Царь Атей является одним из самых прославленных правителей Скифии. Как считается он погиб в войне с Филиппом II Македонским, отцом Александра Великого.]

Сбросить греков в море,
И сколоты [еще одно название скифов] в тот же час, — в тот же час!
Собралися в поле.

Акинаков перезвон, перезвон

[Железный меч был также важным элементом культа бога войны Ареса, которому совершали жертвоприношения]

Слышен в скифском стане,
И марают свой хитон, — да, свой хитон!

Статуя сидящей Кибелы в хитоне. 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.
Статуя сидящей Кибелы в хитоне. 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.

Греки-боспоряне.

[Боспорское царство — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском. Столица — Пантикапей (на территории современного г. Керчь).]

Скоро скифы-степняки — да, степняки!
Разлетятся роем,
И насытятся клинки — да, клинки!
Греческою кровью.

Я люблю кровавый бой, кровавый бой
И врага вкус крови.
Скифской лавы дикий вой, — да, дикий вой!
Лучше всех мелодий.

Пряный запах чабреца, — да, чабреца!
Горький вкус полыни,
Укрощенье жеребца — да, жеребца!

Укрощение жеребца из зала 6
Укрощение жеребца из зала 6

На степной равнине.
Под копытами коня — да, коня!

Для управления животным скифы использовали уздечку часто оформленную в скифском зверином стиле.

Псалий с окончаниями в виде завитков. V в. до н.э.
Псалий с окончаниями в виде завитков. V в. до н.э.

Вьется пыль степная,
Льется песня степняка, — да, степняка!
Льется удалая.

Бляшка нашивная фигурная - конный скиф. Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная фигурная — конный скиф. Около 350 г. до н.э.

В одном из вариантов песня заканчивается строчками:

Уж не в скифском поле,
Там гуляет савромат удалой
С меоткой молодою!
[Савроматы и меоты — народы населявшие Северное Причерноморье в эпоху античности]