Образ князя Святополка – окаянного или оклеветанного? – в изобразительном искусстве — Блог Исторического музея

Образ князя Святополка – окаянного или оклеветанного? – в изобразительном искусстве

В Историческом музее хранится житийная икона князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015) первой половины XVI в., поступившая в собрание ГИМ из Гуслицкого Преображенского монастыря. В клейме на левом поле иконы представлен князь Святополк на троне на фоне белокаменных палат.

Клеймо иконы «Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, в житии». Нач. XVI в.Клеймо иконы «Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, в житии». Нач. XVI в.
Клеймо иконы «Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, в житии». Нач. XVI в.

Уже долгое время фигура князя Святополка (ок. 979–1019), сына или пасынка крестителя Руси Владимира Святославича, находится под пристальным вниманием славистов, историков и знатоков-любителей. Святополк, матерью которого была вдова Ярополка Святославича, павшего от руки родного брата, по сообщению «Повести временных лет» под 977 годом, красавица-«грекиня» из черниц, печально прославлен летописцами в роли убийцы братьев Бориса и Глеба. Как полагают многие современные исследователи летописных текстов, до переноса мощей благоверных князей Бориса и Глеба, то есть до 90-х годов ΧΙ в., все эпизоды в них с мученичеством этих князей являются вставками [1]. Роль Святополка в их убиении неизвестна. Косвенным свидетельством, обеляющим память Святополка, служит и то обстоятельство, что имя этого князя, занимавшего в течение года киевский престол, а после гибели младших братьев Бориса и Глеба прозванного «окаянным», не попало под запрет в княжеской среде, как должно было случиться с именем злодея, убийцы и клятвопреступника. Напротив, его ближайшие непрямые потомки – Святополк Изяславич (1050-1113) и Святополк (1196–1253), сын великого князя Всеволода Большое Гнездо,– наречены тем же именем. «Родословное дерево русских государей» 1731 года из собрания Ф.Ф. Юсупова в Москве художника И. Н. Никитина (Государственный Русский музей) в одном из картушей содержит, видимо, собирательный образ некоего князя Святополка с подписью «Святополк Ярославич». В условиях ожесточенной борьбы за престолонаследие и попыткой установить на Руси подтверждение правовых притязаний посредством принятия примогенитуры выпады в сторону Святополка кажутся вполне закономерными. Имя убийцы павших в этой борьбе Бориса и Глеба, и, возможно, клеветника на Святополка осталось в тени. В целом официальное истолкование гибели князей Бориса и Глеба и следующий ему изобразительный ряд отражают версию событий, предложенную Ярославом Мудрым. В ней Святополк окаянный братоубийца. В иконографии отыскиваются следы иного, более тонкого понимания личности князя Святополка. Однако в подавляющем большинстве случаев, по устоявшейся традиции, до сих пор образ Святополка соответствует образу князя-злодея.

Ранние изображения князя находим на отчеканенных в его правление сребрениках [2]. До настоящего времени описана 51 монета. На них представлены единоличные поясные или полнофигурные изображения князя. Святополк восседает на престоле, в плаще с застежкой на груди, в надвинутой шапке, с крестом в руке. Последнее, в византийской иконографической традиции, сообразуется со статусом правителя. Поэтому неудивительно, что вокруг головы князя нимб. Сребреники Святополка стилистически сходны с монетами Владимира Святославича, но на их обороте вместо трезубца Владимира изображен родовой двузубец, восходящий к тамге — родовому фамильному знаку в виде двузубца — Святослава Игоревича. Левый зубец двузубца на монетах Святополка увенчан крестом. На некоторых сребрениках князя упомянуто имя, полученное им при крещении, в транскрипции «Петрос» или «Петор» и надпись «Святополк на столе — а се его серебро».

 

Первые из ныне известных памятников с образом Святополка в сюжетных сценах – это миниатюры анонимного Сказания в Сильвестровском сборнике второй половины XIV в. (РГАДА. Син. тип. 38. Оп. 1. Ед. хр. 53). кон. XV в.; БАН. 34.5.30. Л. 73–79 Источником этих композиций послужили несохранившиеся образцы или их гипотетический протограф – лицевое Сказание XII в. Такое предположение выдвинуто давно, его придерживались крупнейшие исследователи: Н. П. Лихачев, Д. В. Айналов, Н. В. Лесючевский, разделяют его и современные ученые: Э. С. Смирнова и ее ученики.

В комплексе миниатюр анонимного Сказания в Сильвестровском сборнике XIV в. Святополк присутствует на пяти. На первой — «Погребение вел. кн. Владимира: спуск тела на ковре в Берестове» (Л. 117, нижняя часть двухъярусной сцены) — лишь косвенно, поскольку в сопровождающей надписи указано имя князя, но сам он не изображен. Другие сцены расположены в логической связи с композицией повествования: «Святополк посылает убийц к кн. Борису» (Л. 123 об.), «Святополк получает из рук убийц Бориса его княжескую шапку» (Л. 128 об.), «Святополк отсылает гонца с грамотой к кн. Глебу» (Л. 130 об.), «Святополк сообщают об убиении кн. Глеба» (Л. 135 об.). Князь предстает на них выразительно жестикулирующим (что придает сцене эмоциональную окраску) безбородым (чаще всего) шатеном в графитовом кафтане (иногда кафтан красный с оплечьем) и красном плаще с застежкой у горла (иногда без него), в красной шапке, отороченной темным мехом, в красных сапогах, восседающим на троне на фоне палат. В борисоглебском цикле миниатюр с участием Святополка в Радзивиловской летописи (кон. XV в.; БАН. 34.5.30. Л. 73–79) прослеживается связь с композициями Сильвестровского сборника, предположительно объясняемое копированием не дошедшего до наших дней протографа (эпизод с принесением Святополку убийцами страстотерпцев шапки кн. Бориса не встречается более нигде, кроме данных сборников). Наделенный обобщенными чертами Святополк изображен в сценах убиений братьев-князей (Л. 74, 74 об., 75 об.. 76). Миниатюры Сказания в сборнике Н. П. Лихачева (кон. XV— нач. XVI в., Санкт-Петербургский институт истории РАН. 71) и в цикле лицевого списка Сказания в сборнике А. С. Уварова (XVI в.; ГИМ. Увар. 628) повествовательны и полны многочисленных участников событий.

Во многом основанный на иконографии Радзивиловского сборника постранично украшенный миниатюрами Лицевой летописный свод второй половины XVI в., дошедший в 10 томах с утраченным звеном — книгой о начальной русской истории (до 1114), не включает изображение князя Святополка. Однако особенности свода, сказавшиеся в усложненных приемах повествования, композиционной многоплановости, многоэпизодности, объединении разновременных событий, соотношению между действием и усложненными архитектурными фонами, дидактичность изображения, опознаются в качестве образцов в позднейших храмовых росписях, напр. в композиции «Кн. Владимир Святославович с сыновьями» в Грановитой палате Московского Кремля (роспись восстановлена в ΧΙΧ в. мастерами из Палеха по старым образцам). Святополк находится среди неиндивидуализированных героев, каковы все, за исключением князей Владимира, Бориса и Глеба.

Другим ранним образцом для сцен с образом Святополка служили клейма иконы из коломенской Борисоглебской церкви в Запрудах кон. XIV в. (Государственная Третьяковская галерея) — древнейшей из известных ныне житийных икон князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Возможно, композиции сцен борисоглебского цикла и их последовательность также восходят к несохранившемуся лицевому Сказанию. В этой ранней коломенской иконе с 16 клеймами эпизодам с князем Святополком отведено 5 сцен. Вне зависимости от логики событий одна из них размещена на боковом поле в самом низу («Святополк одаривает народ»), четыре — на нижнем поле («Святополк отсылает убийц к кн. Борису», «Сражение между Ярославом и Святополком», «Расслабление Святополка», «Святополка поглощает бездна»). Собранные в единый композиционный блок эпизоды жизни Святополка: раздача богатых даров, княжеская усобица, поражение от Ярослава и гибель Святополка в неведомых местах, — выделяют повествование о борьбе за Киев Ярослава и Святополка в отдельное повествование, не связанное с историей мученичества Бориса и Глеба. Эпизоды цикла Святополка в клеймах иконы соответствуют двум упоминаниям его имени в рукописи: перед рассказом убиения Бориса и Глеба (Новг.1млд 6523: Святополк сел в Киеве и приступил к разделу наследства) и после кончины страстотерпцев (Лавр.6523: Святополк собрал народ и раздавал дары).

Гипотеза о влиянии несохранившихся образцов лицевого княжеского жития с перепутанной пагинацией поддерживает предположение лингвистов о позднейших вставках в текстах летописей. Это допущение объясняет иконографический вариант в композиции борисоглебского цикла. Последняя на иконе житийная сцена цикла посвящена Святополку, которого «расседшися земля пожре». Она наделена метаисторическим смыслом: летописи риторически сближают князя Святополка с библейскими разбойниками, душегубами, беззаконниками. Найденное иконографическое решение этой сцены стало устойчивым и воспроизведено в других борисоглебских циклах в позднейшее время, напр., на иконе из собрания Г. Д. Филимонова «Вел. князь Владимир и благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, в житии» первой половины XVI в. (Государственная Третьяковская галерея). Сцена битвы Ярослава со Святополком в клейме этой иконы композиционно и стилистически близка миниатюре лицевого Сказания Радзивиловского сборника.

Житие Бориса и Глеба. Список XVI в.
Житие Бориса и Глеба. Список XVI в.

Состав клейм с эпизодами, в которых участвует Святополк в качестве братоубийцы, в борисоглебских или во владимирском житийных циклах может сильно разниться, сокращаясь до одной сцены, как на упомянутой уже иконе первой половины XVI в. из собрания отдела древнерусской живописи в Историческом музее. Святополк представлен в традиционной иконографии: восседающим перед войском, предводителю которого он протягивает зажатый в левой руке кошель, правая рука князя поднесена к груди. Одно клеймо с образом Святополка присутствует и на иконе первой трети XVII в. «Князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молении Святой Троице, в 20 клеймах» из собора Троицкого монастыря в Муроме (Муромский историко-художественный музей). Сравнительно с ранними памятниками на иконе образ Святополка претерпел изменения: князь в сцене послания убийц к кн. Борису представлен с мягкой окладистой бородкой, в традиционных, убранных жемчугами и каменьями княжеских одеждах: в исподе, шубе и в отороченной мехом шапке (клеймо 16). Несмотря на подчеркнутую связь действия с «интерьером» — архитектурным фоном, последовательно прорисованные элементы которого снабжены узорочьем, форма княжеского престола не соответствует иерархической норме, статусу киевского князя: Святополк восседает на фоне палат на троне без спинки, в отличие, напр., от трона с высокой спинкой на миниатюрах Радзивиловской летописи (Л. 74, 76 об.).

С XVI в. житийные эпизоды в клеймах икон с образом князя Святополка эволюционируют в зависимости от трактовки сюжета и решения художественных задач: от особенностей передачи пространства, движения, детализации композиционных решений. На иконе из собрания В. Бондаренко «Князья Владимир, Борис и Глеб, с 20 клеймами» первой половины XVII в. Святополк представлен в трех эпизодах: предлагающим дары и/или подкупающим убийц; поверженным воинством Ярослава, на стороне которого выступает небесная рать во главе с архангелом Михаилом; расслабленным на носилках, везомых двумя отроками-всадниками, и низверженным в бездну. Образ кн. Святополка присутствует в двух клеймах иконы «Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с 16 клеймами» XVII в. (Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник): Святополк перед народом (готовит злодеяние над кн. Борисом?) (клеймо 9); Святополк на троне перед мужами (готовит убиение кн. Глеба), спотыкающийся конь под кн. Глебом (клеймо 20). В композиции последнего клейма, подобно житийным сценам на иконе из собрания В. Бондаренко, совмещены два поясняющих друг друга эпизода.

В ΧΙΧ веке образ кн. Святополка подвергся осмыслению в академической живописи: Б. А. Чориков «Бегство Святополка», литография с работы которого вошла в цикл иллюстраций к изданию «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» (СПб., 1936); В. Шереметьев «Святополк Владимирович» (1867), Я. Матейко «Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева» (1884, частное собрание) и «Свадьба Святополка и дочери Болеслава Храброго» (1892).

«Явление Святополку убиенных князей». Автотипия из издания: История России в картинах. СПб., 1866. Вып. 2., Л. 16.
«Явление Святополку убиенных князей». Автотипия из издания: История России в картинах. СПб., 1866. Вып. 2., Л. 16.
«Бегство Святополка- Окаянного». Репродукция рис. Н. Каразина. Кон. XIX- нач. XX в.
«Бегство Святополка- Окаянного». Репродукция рис. Н. Каразина. Кон. XIX- нач. XX в.
«Святополк Окаянный, преследуемый видениями братьев». Автотипия Ангерера с рис. Н. Кошелева. Кон. XIX- нач. XX в.
«Святополк Окаянный, преследуемый видениями братьев». Автотипия Ангерера с рис. Н. Кошелева. Кон. XIX- нач. XX в.
«Святополк Окаянный». Автотипия по картине В. В. Шереметева. Кон. XIX- нач. XX в.
«Святополк Окаянный». Автотипия по картине В. В. Шереметева. Кон. XIX- нач. XX в.

Примечания:

[1] Михеев С. М. «Святополкъ сѣде в Киевѣ по отци»: Усобица 1015–1019 гг. в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009.

[2] Гайдуков П.Г., Калинин В.А. Древнейшие русские монеты // Русь в IX-X веках: Археологическая панорама. М.-Вологда: Древности Севера, 2012. С. 402-435. Рис. 15: Сребреники Святополка Ярополковича. Фото А. Я. Лаврентьева. Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет. М., 1983. Сотникова М. П. Древнейшие русские монеты X–XI веков: Каталог–исследование. М., 1995. № 177–201.

Литература

  1. Радзивилловская летопись: Текст, исследование, описание миниатюр / Отв. Ред. М. В. Кукушкина. СПб.-М., 1994. Кн. 1-2;
  2. Сказание о Борисе и Глебе: Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника (2-я половина XIV века). М.: Книга, 1985.
  3. Айналов Д. В. Миниатюры Сказания о св. Борисе и Глебе Сильвестровского сборника // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 91;
  4. Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М.: Эдиториал УРСС, 1998;
  5. Антонова В. А., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи X–XVIII веков. Опыт историко-художественной классификации. М.: Искусство, 1963;
  6. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М.: МГУ. 1944;
  7. Гайдуков П.Г., Калинин В.А. Древнейшие русские монеты // Русь в IX-X веках: Археологическая панорама. М.-Вологда: Древности Севера, 2012. С. 402-435. Рис. 15: Сребреники Святополка Ярополковича. Фото А. Я. Лаврентьева;
  8. Государственная Третьяковская галерея / Каталог собрания: Древнерусское искусство X–XVII вв., иконопись XVIII–XX вв. М.: ГТГ, 1995. Т. 1. Кат. 54;
  9. «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись из собр. В. Бондаренко. М.: Воен. парад, 2003. Кат. 27. С. 269-280;
  10. Кондаков Н. П. О миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи // Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей: К истории русского лицевого летописания. М.: Изд-во «Наука», 1965;
  11. Михеев С. М. «Святополкъ сѣде в Киевѣ по отци»: Усобица 1015–1019 гг. в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009;
  12. Он же. Рассказ о С. и Ярославе и легенде о Борисе и Глебе: «Древнейший свод» и свод 70-х гг. XI в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2008. С. 45–46;
  13. Повесть временных лет / Подг. текста Д. С. Лихачева. Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова. М.; Л., 1950;
  14. Смирнова Э. С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // ТОДРЛ. М.–Л., 1958;
  15. Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет X–XI веков. М., 1983;
  16. Сотникова М. П. Древнейшие русские монеты X–XI веков: Каталог–исследование. М., 1995. № 177–201; 
  17. Сухова О. А. Еще раз о составе клейм муромской иконы Бориса и Глеба // Мат-лы конф. МИХМ. Муром, 2016;
  18. Щепкина М. В. Царские лицевые рукописи кон. XVI‒ нач. XVII в.: Дисс. на соиск. ст. канд. ист. наук. М., 1945

Автор — Т. Ю. Облицова, младший научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ