Художественная резьба по цветным минералам — глиптика — одно из наиболее сложных, но в то же время и наиболее изысканных искусств. В зависимости от техники своего исполнения предметы глиптики делятся на две категории: инталии и камеи. Инталиями называются камни с глубоким рельефным изображением; камеями — с изображением выпуклым. Обе эти категории объединяет ещё одно название — гемма (от лат. gemma в значении «самоцвет», «драгоценный камень»). Так называют резной камень вообще, без уточнения специфики его изготовления.
Глиптика также считается одним из наиболее древних искусств. Она была хорошо известна уже в Древнем Египте, где миниатюрные резные камни с изображениями многочисленных божеств или священного жука скарабея часто служили амулетами. Глиптика получила широкое распространение и в странах Междуречья: одной из «визитных карточек» искусства этого региона являются небольшие резные печати цилиндрической формы. Античный мир также использовал геммы в качестве печатей, но постепенно они приобрели и самостоятельную художественную ценность.
Первые известные собрания резных камней, которые на греческий манер назывались дактилиотеками (греч. δακτύλιοθηκη – собрание перстней), появились в Древнем Риме. Камеи и инталии коллекционировали Гай Юлий Цезарь и Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным: он был другом и покровителем многих выдающихся деятелей римской культуры, в том числе, великих поэтов Вергилия и Горация. Поистине огромным было собрание предметов глиптики, созданное и непримиримым противником римлян — понтийским царём рубежа II-I веков до н.э. Митридатом Евпатором.
Эпоха Ренессанса возродила и традицию систематического коллекционирования гемм, почти забытую в Средневековье. Богатейшими собраниями располагали поэт и гуманист Франческо Петрарка, флорентийский правитель Лоренцо Медичи Великолепный, король Франции Франциск I, а также многие римские понтифики. Своей любовью к инталиям и камеям известен и великий фламандский художник эпохи барокко Петер Пауль Рубенс.
В России интерес к резным камням зародился достаточно поздно; первые предметы стали поступать в собрание Кунсткамеры в петровскую эпоху. Время гемм пришло чуть позже: самым известным русским коллекционером резных камней была императрица Екатерина II. Её стараниями было приобретено более 10 000 предметов, которые составили ядро эрмитажной коллекции глиптики — сегодня одной из крупнейших в мире. Деятельность императрицы стимулировала и создание новых произведений, о чём свидетельствует распространение в России камнерезных мастерских и фабрик.
XVIII век — одна из наиболее славных страниц в истории западноевропейского коллекционирования и исследования гемм. Настоящим культурным событием стало появление в 1724 году в Амстердаме большого труда барона фон Штоша «Античные резные камни, на которых резчики оставили свои имена» («Pierres antiques gravées, sur lesquelles les graveurs ont mis leurs noms»).
Филипп фон Штош (1691–1757; иногда встречается не совсем верное написание «фон Стош») — известный прусский коллекционер гемм, книг, оттисков и рисунков. Некоторое время он торговал антиквариатом в Риме, был знаком с кардиналом А. Альбани, известным меценатом и собирателем древностей. Обвинённый в шпионаже в пользу Великобритании, в 1731 году барон был вынужден переехать во Флоренцию, где проживал до конца своих дней. Коллекционирование гемм было самой большой страстью фон Штоша; своё увлечение он называл не иначе как «моё главное безумие».
«Античные резные камни…» описывают предметы, имевшиеся как в собственной коллекции барона, так и в собраниях других европейских антикваров. Опубликованные геммы быстро стали объектом восхищения и вдохновения для новых поколений мастеров, оказав большое влияние на декоративно-прикладное искусство стиля неоклассицизм.
В отделе книжного фонда Государственного исторического музея хранится экземпляр амстердамского издания «Античных резных камней…», ранее находившийся в собрании основателя музея, А.С. Уварова, о чём свидетельствует наклеенный на форзац экслибрис графа. Книга издана известным французским художником и потомственным гравёром Бернаром Пикаром (1673–1733), с 1711 года постоянно проживавшим в Амстердаме. На титульном листе имеется его издательский знак: изображение ярко сияющей над горной вершиной звезды, украшенное пышным орнаментом и отмеченное девизом «INTER OMNES».
Издание двуязычное (билингва), составлено параллельно на латинском и французском языках; латинский текст помещён на чётных страницах, французский — на нечётных, по левую и правую стороны соответственно. Переводчиком на французский язык выступил член Болонской академии Анри-Филипп де Лимьер, голландский учёный и издатель, оставивший след и в русской истории: известен факт его знакомства и кратковременного сотрудничества с И.Д. Шумахером, библиотекарем Петра I.
Книга выполнена в большом формате folio. Переплёт полукожаный, зеленоватого цвета с коричневым корешком и уголками. Обрез книжного блока тонирован светло-голубой краской. На корешок золотым тиснением нанесены сокращённое название книги, имена автора и издателя, а также орнамент с изображением вазы с цветами, повторяющийся шесть раз. При изготовлении книги была использована французская бумага, произведённая в Бове, о чём свидетельствуют водяные знаки с прямым указанием на этот город («BEAUVAIS»).
«Античные резные камни…» снабжены большим количеством иллюстраций. Все они гравированы на меди самим Пикаром; его полная или сокращённая подпись, а также год создания гравюр хорошо видны на многих из них. Изображение каждой опубликованной фон Штошем геммы выполнено на отдельном листе и всегда помещено по правую сторону от латинского текста; комментарий на французском языке можно увидеть, лишь перевернув страницу. Помимо детальной передачи рисунка геммы на каждую гравюру добавлен схематичный контур, позволяющий увидеть реальный размер публикуемого предмета; волнистой и пунктирной линиями, а также тонировкой серым цветом отмечены границы утраченных частей. Читатель словно рассматривает гемму через увеличительное стекло, что в большинстве случаев действительно необходимо при тщательной работе с произведениями глиптики. Кроме того, каждый рисунок снабжён пояснительным текстом с данными об изображённом персонаже или сюжете, материале, из которого выполнена гемма, и её местонахождении. В более подробном двуязычном комментарии фон Штош даёт дополнительную биографическую справку о жизни и деятельности мастера, оставившего на гемме свою подпись, и при необходимости уточняет детали представленного мифологического сюжета. Цитируемые при этом источники оформлены в виде боковых сносок.
«Античные резные камни…» фон Штош посвятил императору Священной Римской империи Карлу VI — отцу императрицы Марии-Терезии и деду казнённой на гильотине королевы Франции Марии-Антуанетты. Лист посвящения украшен картушем с изображением герба Священной Римской империи, поверх которого хорошо различима цепь ордена Золотого руна. Герб окружают боевые знамёна и полумесяц — намёк на войны, которые император вёл с Османской империей. Картуш также гравирован Пикаром, о чём свидетельствует его подпись в правом нижнем углу.
Книгу предваряет поэтический эпиграф, восхваляющий искусство глиптики: гемма изумляет наш взор благодаря нанесённому на неё узору, и даже золото не может сравниться с великолепием резного камня.
После эпиграфа следует пространное авторское предисловие, в котором барон рассуждает об истоках возникновения глиптики и её практическом назначении у древних народов, иллюстрируя свои положения примерами, взятыми из сочинений античных авторов. Упоминаются и наиболее излюбленные греческими резчиками минералы: агат, сардоникс, сердолик и халцедон. Наконец, фон Штош предостерегает своего читателя от восхищения подделками и уверяет, что его геммы — настоящие античные памятники. Это уточнение отнюдь не случайно: подделывание предметов глиптики в то время действительно было распространённым явлением.
Как это следует из названия книги, барон представил в «Античных резных камнях…» только те геммы, на которых присутствуют имена создавших их мастеров. Некоторые из них заслуживают особого упоминания.
Камея с изображением сцены укрощения Гераклом многоголового пса Цербера (I в. н.э., оникс; гравюра XXXI) подписана как произведение Диоскурида. Этот греческий мастер был личным резчиком первого римского императора Октавиана Августа. Творения Диоскурида очень ценились в древности; им присуще исключительное качество исполнения, но несколько холодноватый стиль. Диоскуриду и его мастерской часто приписывают наиболее утончённые произведения римской глиптики эпохи Ранней империи, которые сегодня украшают собой собрания по всему миру.
Одно из повторений этой камеи, ныне хранящееся в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, было найдено в окрестностях Рима летом 1523 года и принадлежало известному итальянскому скульптору и ювелиру XVI века Бенвенуто Челлини; Микеланджело Буонарроти однажды сказал об этом произведении, что «…он никогда не видел ничего изумительнее».
В качестве автора геммы с изображением афинского государственного деятеля Фокиона (IV в. до н.э. (?), сардоникс; гравюра LVI), указан греческий резчик Пирготель. По свидетельству античного энциклопедиста Плиния Старшего, сам Александр Македонский «…приказал, чтобы его [Александра] не рисовал никто иной, кроме Апеллеса, не вырезал на камне никто иной, кроме Пирготеля, не отливал в бронзе никто иной, кроме Лисиппа». Как и Диоскурид, Пирготель был любимым придворным мастером; именно ему было поручено создание государственной печати с портретом Александра. Но слишком громкая слава Пирготеля сослужила ему плохую службу: в Новое время в ходу было множество подделок, подписанных его именем.
Среди самых известных резчиков после Пирготеля Плиний называет Аполлонида. Гравюра XI воспроизводит гемму с изображением быка, подписанную этим именем (IV в. до н.э. (?), сардоникс). Аполлонид, если он действительно существовал, нигде кроме как у Плиния не упоминается, что, как и в случае с Пирготелем, сделало его имя очень популярным у недобросовестных резчиков Нового времени. Гемма, опубликованная фон Штошем, примечательна благодаря изображённому сюжету — это один из немногих в книге резных камней, где главным героем является животное. В авторском комментарии барон предполагает, что в данном случае речь может идти об Аписе, священном быке, очень почитаемом у древних египтян.
«Античные резные камни…» составили веху в истории изучения глиптики и античного искусства в целом. Научное издание фон Штоша стало одним из первых в длинном ряду посвящённых этой теме. Последовавшие за ним работы французских, русских и немецких учёных и в особенности трёхтомный труд А. Фуртвенглера, не теряющий актуальности и сегодня, в той или иной мере опирались на собранный и проанализированный фон Штошем материал и использовали его методологию. Знакомство с «Античными резными камнями…» в Западной Европе XVIII века очень скоро превратилось в один из обязательных элементов всестороннего классического образования, а сам автор долгое время являлся непререкаемым авторитетом в вопросах изучения и популяризации искусства и культуры Античности.
Что же касается самих камей и инталий, то они до сих пор остаются популярным украшением, предметом коллекционирования и даже памятным сувениром.
Автор — Светлана Юрьевна Шарко, младший научный сотрудник отдела книжного фонда.