Ломоносов — мозаичных дел великий мастер — Блог Исторического музея

Ломоносов — мозаичных дел великий мастер

В постоянной экспозиции Исторического музея представлен парадный портрет знаменитого русского учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Портрет таит в себе несколько интересных деталей, которые поведают о деятельности Ломоносова и достижениях российской науки середины XVIII столетия.

Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г.
Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г.

Рассматриваемое художественное произведение является одной из немногих копий единственного прижизненного портрета М. В. Ломоносова. Создатель оригинала, австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию ко двору императрицы Елизаветы Петровны в 1750 году. Выполненный Преннером парадный портрет Ломоносова не сохранился до наших дней. К счастью, с работы Преннера были созданы гравированные повторения и живописные копии, по которым можно судить о композиции и деталях несохранившегося портрета.

На портрете учёный изображён в дворянском костюме красного цвета, который состоит из камзола, кафтана и кюлотов штанов до колен. Костюм включал также рубашку с пышным кружевным жабо и манжетами, длинные шёлковые чулки, башмаки на высоких каблуках и парик с завитыми волосами. Кафтан и камзол декорированы золотным шитьём вышивкой золотой нитью. Этот роскошный вид отделки в XVIII веке присутствовал на женских и мужских нарядах: официальных придворных костюмах и военных мундирах. На военных мундирах золотой галун (тесьма) по краям обшлагов, клапанов карманов и бортам мундира обозначал принадлежность человека к офицерскому чину. На придворных костюмах золотное шитьё подчёркивало дороговизну костюма, а соответственно и высокое положение владельца в данном случае Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов был действительным членом Академии наук в Петербурге, а также членом нескольких европейских академий, к тому же имел чин статского советника гражданского чина пятого класса по Табели о рангах.

Художник запечатлел Михаила Васильевича за письменным столом в рабочем кабинете. Художник создал особый интерьер кабинета с целью отобразить научную деятельность его владельца: на дальнем плане представлены полки с большим количеством крупных по размеру книг научных фолиантов. На столе расположены глобус, чернильница с пером, транспортир и циркуль. Данные предметы соотносятся с интересами и обширной деятельностью учёного-энциклопедиста. Михаил Васильевич проявил себя в различных дисциплинах естествознания: в химии, физике, астрономии, механике, оптике, географии, геологии. Помимо этого, Ломоносов был историком и поэтом.

В композиции картины заслуживает внимания одна особая деталь. В правом нижнем углу под столом художник изобразил ящик, отдельные отсеки которого заполнены небольшими тонкими кусочками красного, жёлтого, зелёного цветов и других оттенков. Это образцы смальты цветного непрозрачного стекла. Открытие способа получения смальты и изготовление мозаичных произведений является одним из важнейших в череде многих других достижений Михаила Васильевича Ломоносова.

В левой части композиции можно увидеть здание с дымящейся трубой на берегу реки. Вероятно, это фабрика по производству цветного стекла, основанная Михаилом Васильевичем в Усть-Рудице. Её присутствие дополняет основную тему картины отображение многосторонней деятельности учёного.

С конца 1740-х годов Ломоносова увлекли опыты по получению цветного стекла. Существует мнение, что интерес к цветному стеклу и мозаичному искусству возник у Михаила Васильевича благодаря поездке в Киев, где он своими глазами мог увидеть древние мозаики, однако эта версия документально не подтверждается. Так или иначе Ломоносов увлекается стеклом. Он даже написал соответствующее стихотворение («Письмо о пользе стекла» к графу И. И. Шувалову), где есть строки:

«Пою перед тобой в восторге похвалу // Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу».

Вдохновлённый долговечностью и насыщенностью цвета смальты, Михаил Васильевич активно приступил к химическим опытам. Поиски рецептуры цветного стекла не прошли даром. В мастерской Академии наук Ломоносов в процессе опытов нашёл способ производства смальты ярких красных и зелёных цветов. В 1753 году императрица Елизавета Петровна пожаловала учёному в собственность село Усть-Рудица

«для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов».

Получение этой земли и строительство на ней фабрики цветного стекла было осуществлено благодаря протекции приближённых Елизаветы Петровны: канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, графа Петра Ивановича Шувалова и его супруги Мавры Егоровны Шуваловой.

Уже спустя год после закладки фабрика выпустила первую продукцию. Однако Ломоносов не собирался ограничиваться изготовлением галантереи из цветного стекла. Михаил Васильевич намеревался возродить искусство мозаики, которое существовало в Киевской Руси в XI–XII вв. Наиболее известные мозаичные ансамбли того времени происходят из собора Святой Софии в Киеве и собора Архангела Михаила в Михайловском Златоверхом монастыре. Ломоносову удалось не только возродить средневековый способ получения ярко-красного прозрачного стекла, но и самостоятельно разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт. Благодаря этим открытиям Ломоносов приступил к созданию первых небольших мозаичных картин из тессеров кубиков смальты.

Ломоносов М. В. Спас нерукотворный. Санкт-Петербург, 1753 г. Смальта, мозаика
Ломоносов М. В. Спас нерукотворный. Санкт-Петербург, 1753 г. Смальта, мозаика

В экспозиции Исторического музея можно увидеть уникальный памятник одну из наиболее ранних мозаик, созданных Ломоносовым. Это небольшой по размерам (11 х 9 см) образ Спаса Нерукотворного. Мозаику, построенную на сочетании различных оттенков чёрного, серого, коричневого, зелёного, красного, оранжевого и белого цветов, Михаил Васильевич выполнил в 1753 году по заказу графини М. Е. Шуваловой. В письме П. И. Шувалову Ломоносов пишет об этом мозаичном образе:

«Равномерное засвидетельствование моего искреннего усердия принял я смелость показать дражайшей вашей супруге, сиятельнейшей графине, милостивой государыне Мавре Егорьевне, прилагая малый опыт начинающегося в России мозаичного художества, который хотя нарочитые недостатки имеет, однако для новости дела и для малости изображения, уповаю, некоторое мне извинение приобрести может, а особливо ежели несколько повыше в удобном месте поставлен будет. По разведении фабрики не сомневаюсь, что самого совершенства в сем деле чрез недолгое время достигну и вашему сиятельству оным показать должное благодарение не премину…»

Примечательно, что Ломоносов указывает на несовершенство получившейся мозаики, но, несмотря на трудности, намерен продолжать оттачивать своё мастерство.

В собрании Исторического музея представлена также мозаика «Бог Отец», выполненная мастерской Ломоносова в 1756–1757 гг. Мозаичная картина, заключённая в деревянную позолоченную раму, была создана по гравюре Марко Альвисе Питтери «Бог Отец с жезлом в руке и со святым Духом в виде голубя» (Государственный Эрмитаж). В нижней части рамы присутствует надпись, в которой сказано, что «бессмертный Ломоносов показал в России первые опыты искусства мозаического». Хотя произведение было выполнено учениками Ломоносова, надпись на раме указывает на заслугу самого Михаила Васильевича в открытии и развитии в России искусства мозаики. Известно, что данная мозаика была подарена Московскому Университету, где и находилась до ХХ в. По сравнению с мозаичным образом Спаса Нерукотворного это произведение выполнено с большей детализацией, а тессеры идеально примыкают друг к другу. Всё это говорит о высоком уровне мастерства последователей Ломоносова, которые вслед за своим учителем были первопроходцами в освоении техники набора мозаичных картин в Российской империи.

Бог Отец. Мозаика. Мастерская Ломоносова. Мастерская М.В. Ломоносова. XVIII в. (1756-1757)
Бог Отец. Мозаика. Мастерская Ломоносова. Мастерская М.В. Ломоносова. XVIII в. (1756-1757)

Труды Михаила Васильевича и его мастерской были оценены Академией художеств. В своём отзыве комиссия от Академии отметила:

«…со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены…»

Открытие Ломоносовым способа производства цветного стекла произвело немалое впечатление и на европейских учёных, а о мозаичных произведениях Ломоносова писали в зарубежных журналах. В действительности мастерская Ломоносова и непосредственно сам учёный выполнили множество разнообразных мозаичных картин: образы святых и апостолов, портреты современников и императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Одним из первых мозаичных портретов, созданных учениками Ломоносова, было изображение Петра I. В целом тема правления и заслуг Петра Великого занимала Ломоносова. В первой половине 1760-х гг. Михаил Васильевич с учениками выполнил масштабное мозаичное панно «Полтавская баталия» для неосуществлённого грандиозного монумента в честь Петра Великого, проект которого разработал Ломоносов. Именно в технике мозаики, имевшую лучшую сохранность, нежели фреска и произведения станковой живописи, Ломоносов хотел изобразить деяния Петра I и передать о нём славу потомкам. Главные качества мозаики декоративность и монументальность как нельзя лучше способствовали созданию грандиозных панно, прославлявших великого человека.

Панно, посвящённое победе под Полтавой, стало последним крупным мозаичным произведением учёного. В апреле 1765 года Ломоносов скончался. Со смертью Михаила Васильевича прекратила свою деятельность и основанная им Усть-Рудицкая фабрика. Искусство мозаики вновь было позабыто в России почти на целое столетие. Только в середине XIX века, когда возникла идея перевести живописные изображения Исаакиевского собора в мозаики, несколько выпускников Академии художеств были командированы в Италию для освоения техники мозаичного набора. Собственные секреты производства, в которые Михаил Васильевич Ломоносов вложил столько труда, к тому моменту были утрачены.

Использованные источники и литература:

Антипин Л. М. В. Ломоносов художник. Мозаики. Идеи живописных картин из русской истории. М., 2016.

Анциферов Н. П. Три портрета М. В. Ломоносова // Ломоносов: Сборник статей и материалов. М., 1946.

Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. СПб., 2012.

Ломоносов М. В. – Шувалову П. И., 10 мая 1753 г.

Осипов Д. Фабрика цветного стекла в Усть-Рудице (1753–1765) как инновационный проект // Журнал «Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011.