Распятие как основной символ христианства занимает главенствующее место в убранстве храмов и домашних молелен. Его иконография складывалась на протяжении нескольких столетий, опираясь на Библейские тексты, многочисленные апокрифы и труды богословов. Наиболее последовательно разрабатывалась тема Крестного древа, спасающего души людей и избавляющего мир от первородного греха. Идея его искупления через распятие и кровь Сына Божьего становиться основой в христианской догматике и как следствие в искусстве.
Именно эта тема нашла воплощение в работе неизвестного немецкого скульптора конца XV- начала XVI вв. Распятие — наглядный пример перевоплощения, трансформации Крестного Древа в Древо Жизни. Здесь крест не попирает главу первого человека, а произрастает из нее древом Искупления и Спасения, превращаясь в Животворящий Крест с распятым на нем Христом. Эта композиция частично иллюстрирует апокрифтические источники, повествующие об истории Крестном Древе.
Согласно одному из сказаний, Сиф, сын Адама, принес заболевшему отцу райскую ветвь (по другой версии — три ветви), переданную ему ангелом. Адам сделал себе венок, в котором его и погребли. Из этого венка, перед вратами рая выросло древо, которое затем демоны по приказанию Соломона доставили для постройки Храма. Извлекая его, они не заметили, что вместе с корнями из почвы был исторжен и череп Адама, который остался лежать в поле. Вскоре после этого слуга Соломона, сопровождавший его на охоте, во время бури спрятался в пещере, показавшейся ему странной, так как ее стены оказались не камнем, а костью. Узнав об этом, Соломон понял, что это череп Адама и приказал перенести его в Иерусалим, после чего поклонился ему, как первому созданию бога, а затем приказал закидать камнями, как первого ослушника. Так образовалась гора Голгофа, место, на котором впоследствии казнили Сына Божьего. Согласно христианскому учению, крест с телом Христа оказался непосредственно над прахом Адама. Его кровь стекала на останки праотца, искупив первородный грех, как и предсказал Адам:
«На том месте, где я буду погребен — будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп».
Замысел средневекового мастера в построении композиции Распятия полностью ориентирован на трансляцию священных текстов. Этим объясняется избранная пропорция с явной доминантой головы Адама, некогда выполнявшей роль пещеры, по сравнению со значительно меньшего размера фигурой распятого Христа, а также включение изображения змеи, обвившей голову Адама и будто завладевшей ею полностью. Это не что иное, как визуализация образа Дьявола и напоминание о грехопадении. Очевидно, что автор стремился в одном произведении воссоздать весь путь человечества от Сотворения мира до Страшного суда, изображая символами непрерывную цепь событий. Того же результата добивался и А. Дюрер. Именно поэтому в каждой его гравюре в равной степени важны все детали. Они являются реминисценциями, отсылающими зрителя к конкретным событиям, предшествующим тому, что он сейчас видит.
Увидеть предмет можно на выставке «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии»