«Копировал киевлянин Николай Васильев сын Закревский…» — Блог Исторического музея

«Копировал киевлянин Николай Васильев сын Закревский…»

В собрании Исторического музея хранится макет с изображением мозаик апсиды собора Святой Софии в Киеве, записанный в Главную инвентарную книгу в 1922 году в составе коллекции «бытовых предметов из серебра и других металлов, дерева, стекла, икон и проч.», оставленных в музейной «кладовой» частными лицами. Долгое время он не привлекал внимания специалистов, видевших в нем памятник вторичный, воспроизводящий знаменитые мозаики довольно условно, без стилистических признаков византийского искусства 1030–1040-х годов. Вместе с тем, автор в точности передал все особенности сохранности, утраты храмовой декорации, включая поздние поновительские слои и осыпи штукатурки в нижней части апсиды. Такой подход был характерен для большинства копиистов икон и церковных росписей, начиная с рисунков Ф. Г. Солнцева середины XIX века и вплоть до образцов научного копирования 1920-х годов, когда мастера начали более тщательно, изучая оригинал, повторять средневековые приемы письма.

Н. В. Закревский. Макет алтарной апсиды Софийского собора в Киеве. 1863 год. ГИМ
Н. В. Закревский. Макет алтарной апсиды Софийского собора в Киеве. 1863 год. ГИМ

По замыслу создателя, макет является точной уменьшенной копией, о чем свидетельствует масштабная шкала возле нижнего края и фигура изображенного справа мужчины, держащего в руках измерительный инструмент с надписью «сажень» и свиток со словом «маштабъ». Живопись выполнена на бумаге в технике акварели, с использованием бронзовой краски вместо золота на фоне мозаик. Иконографическая программа представлена в точности: образ Богоматери Оранта, именуемый «Нерушимая Стена», в конхе апсиды, ниже – Евхаристия в виде «Преподания хлеба» и «Преподания вина», святительский чин и диаконы, а также поздние живописные изображения святителей Петра и Алексия, митрополитов Киевских и всея Руси, в простенках между окнами. Если общий рисунок священных персонажей показан относительно точно, то типы ликов, разделки одеяний внутри контуров фигур далеки от характера средневекового искусства. То же относится и к цветовому решению копии, даже если учесть корректировки в колорите, произошедшие во время бытования макета. Вероятно, такое несоответствие можно объяснить степенью освещенности мозаик во время работы копииста, не имевшего возможности близко обследовать стенопись. Следует отметить, что за исключением образов святителей Петра и Алексия, все поздние дополнения в мозаике отсутствуют или слегка намечены. С достоверностью переданы орнаментальные мотивы, с минимальными ошибками и реконструкциями приведены иконографические, именующие надписи, в том числе знаменитая цитата из 45-го псалма, окружающая образ молящейся Богородицы.

Вид на главную апсиду Софийского собора в Киеве. Мозаики 1030–1040-х годов
Вид на главную апсиду Софийского собора в Киеве. Мозаики 1030–1040-х годов

В инвентарной книге отдела древнерусской живописи ГИМ при описании памятника отмечено, что на его обороте есть указание «на исполнителей данного макета». Но так ли это? На тыльной стороне действительно находится наклейка с затертой надписью чернилами, удостоверяющая в том, что модель оставлена на время в Московском публичном музее, причем «право собственности» на нее владелец «удерживает за собою». При этом подпись автора макета с датой его создания находится на виду, в самом изображении: она виртуозно вписана в плоскость стены северо-восточной арки – прохода в жертвенник собора: «Модель главнаго алтаря Кiево-Софiйскаго собора съ мозаическими изображенiями Божiей Матери, Тайной Вечери и Святителей. Копировалъ Кiевлянинъ Николай Василiевъ сынъ Закревскiй. Дек. 1863 г.». Симметрично ей в правой части располагается другой текст – о закладке в 1037 году Ярославом великого града Киева и церкви Святой Софии, который процитирован со ссылками на Лаврентьевскую летопись и на книгу того же Н. В. Закревского «Летопись и описание города Киева» (М., 1858). Наконец, еще одна надпись в центре на полу обозначает «Мѣсто для престола въ главномъ алтарѣ Софiйскаго Собора въ Кiевѣ».

Итак, создатель макета – известный историк, краевед, фольклорист, этнограф Николай Васильевич Закревский (1805–1871). Он прославился в основном как писатель, автор трудов по истории Киева, собиратель малороссийских песен и пословиц, идиом. В предисловии к изданию «Летопись и описание города Киева» 1858 года Н. В. Закревский отметил, что этот город, «знаменитый величием и несчастиями», есть священное достояние Русских», «колыбель просвещения для потомков Славян», «краса в истории нашего отечества», «лучший бриллиант в венце наших Государей». Переизданный спустя десять лет Московским археологическим обществом со значительными дополнениями и иллюстрациями («…граф А. С. Уваров великодушно принял на свой счет издержки по изданию книги…»), его фундаментальный труд «Описание Киева» был удостоен Уваровской премии. Н. В. Закревский состоял действительным членом МАО, с 1863 года работал помощником библиотекаря в Румянцевском музее. Он уехал из Киева еще юношей, но неизменно подписывал свои работы как «киевлянин». Художественные произведения ученого мало изучены, обычно упоминаются зарисовки киевских памятников старины, переданные им в собрание Императорской публичной библиотеки. С 1983 года имя Николая Закревского носит одна из улиц Киева.

Авторская подпись на макете алтарной апсиды Софийского собора в Киеве
Авторская подпись на макете алтарной апсиды Софийского собора в Киеве

В биографических статьях о Н. В. Закревском практически нет сведений о его наследии как копииста древних памятников. Надо отметить, что он был не первым из тех, кто обратился к воспроизведению настенной декорации Святой Софии. Сам Николай Васильевич указал в числе своих предшественников «архитектора и живописца» Д. И. Иванова, путешествовавшего в 1809–1810 годах по России вместе с К. М. Бороздиным и А. И. Ермолаевым, а также архитектора М. А. Щурупова – в 1839 году, чьи работы остались неизданными. В своей небольшой автобиографии Н. В. Закревский написал, что, выйдя в отставку в 1847 году, он «провел в Петербурге несколько дней для осмотру Остромирова Евангелия и копирования Киево-Софийской мозаики из путешествия Бороздина и Иванова, хранящегося в Публичной Библиотеке». То есть, интерес к убранству Святой Софии возник у историка задолго до создания собственной копии-модели.

Фотография Н. В. Закревского. Около 1868 года. РГБ Из издания: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. Вкл.
Фотография Н. В. Закревского. Около 1868 года. РГБ
Из издания: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. Вкл.

О своей работе над копированием мозаики и стенописи в Софийском соборе в июне 1864 года сам Н. В. Закревский рассказал следующее. «С благодарностию воспоминаю, как ключарь, О. Николай Оглоблин, да и многия другия должностныя лица Софийского собора, узнав мое желание копировать фрески, охотно содействовали моей цели, с любезностию и предупредительностию показывали все доступныя места святаго сего храма и все предметы, почему-либо достойные внимания… Изображение св. Георгия и одного из Святителей старался я скопировать сколько можно вернее с оригиналом, не переменяя и не украшая фигур, как это делал Г. Солнцев, о чем рассказывают многия лица, служащия при Софийском соборе… При первом взгляде на Софийский собор невольно бросается в глаза порча, происшедшая от времени. Так под главным куполом на парусах мозаика почти вся осыпалась; то же самое и на восточном главном полусводе, где находится знаменитое изображение Божией Матери. Передняя половина этого свода вся подновлена и вызолочена. Из всех фресков очень немногие остались в первоначальном виде. Из расспросов на месте узнал я непечатную историю обновления этого славнаго храма, узнал имена действительных знатоков и истинных деятелей по реставрации, то есть тех, кто не портил и не разрушал фрески, но, поправляя, приводил их в первоначальный вид. История эта чрезвычайно любопытна и доказывает, как часто самыя благия намерения удаются с величайшим трудом». В числе иллюстраций к «Описанию Киева» 1868 года была помещена литография «Общий вид мозаических изображений в алтаре Киево-Сфийского Собора» с подписью «Копировал Н. Закревский» – почти контурный рисунок, в общих чертах соответствующий экспонату из собрания Исторического музея.

Фрагмент макета алтарной апсиды Софийского собора в Киеве
Фрагмент макета алтарной апсиды Софийского собора в Киеве

В изданном в 1905 году «Каталоге отделения древностей» Московского публичного и Румянцевского музеев значится (под № 244) поступившая от Н. В. Закревского «раскрашенная модель горнего места в Киево-Софийском соборе с мозаичными изображениями: Богоматери “Нерушимой стены”, причащения апостолов и святителей» – судя по программе, это и есть экспонат из коллекции ГИМ. Вместе ним Николай Васильевич передал в Румянцевский музей также «раскрашенную картонную модель гробницы Ярослава», копию софийской мозаики с изображением евангелиста Марка (хранится в ГИМ), «образцы стенной мозаики Киево-Софийского собора, вставленные в виде четвероконечного креста», фрагменты строительных материалов от древних киевских церквей. Все это свидетельствует о глубокой, подлинной увлеченности автора искусством и археологией древнего Киева, чем, по-видимому, и объясняется стремление сохранить «право собственности» на экспонаты.

Будучи разносторонне одаренным человеком, историк Н. В. Закревский принадлежал к первому поколению копиистов второй четверти – середины XIX века, представителей «художественной археологии», деятельность которых во многом стала возможной благодаря покровительству президента Академии художеств А. Н. Оленина, а наиболее значительной фигурой в этой плеяде был Ф. Г. Солнцев. Мастера работали главным образом в технике акварели, основываясь на визуальном наблюдении произведений, в точности передавая состояние их сохранности. Благодаря этому, при отсутствии полноценных фотографических снимков, можно восстановить не только историю бытования памятников, но и многие, утраченные впоследствии авторские детали. Кроме того, публикуемый ранний образец модели-копии раскрывает малоизвестные страницы творческой биографии Н. В. Закревского, ученого и патриота своей малой родины, практически всю жизнь испытывавшего материальную нужду, но бескорыстно служившего науке. Свое первое предисловие к описанию Киева он завершил словами монаха-летописца Лаврентия: «Слышите Павла апостола глаголюща: не клените, но благословите», а второе – цитатой из сочинения святителя Димитрия Ростовского: «Молим же любовь твою, читателю усердный, аще кая обрящеши в книзе сей погрешения, исправи любовию, прощая немощи человечестей и несовершенству».

Литература

Закревский Н. В. Летопись и описание города Киева. М., 1858. Ч. 2. С. 210–220.

Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 760–831.

Закревский Н. В. Заметки о древностях Киевских, в июне 1864 года // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866. Отд. 2. С. 146–148.

Московский Публичный и Румянцевский музеи: Каталог Отделения древностей: б) Древности русские. М., 1905.

Отчет об одиннадцатом присуждении наград графа Уварова 25 сентября 1868 года. СПб., 1869. С. 2–4, 22–29.

Эварницкий Д. И. К биографии малороссийского этнографа Н. В. Закревского (1805–1871) // Исторический вестник. СПб., 1911. Т. 124. С. 211–217.

Федорова Л. Д. Закревський Микола Васильович // Енциклопедiя iсторiï Украïни. Киïв, 2005. Т. 3. С. 225–226.