Награды для гордых горцев — Блог Исторического музея

Награды для гордых горцев

Портрет Шамиля. Художник Э.А. Дмитриев-Мамонов. Россия, Калуга, 1860 г. Холст, масло.
Портрет Шамиля.
Художник Э.А. Дмитриев-Мамонов.
Россия, Калуга, 1860 г.
Холст, масло.

Коллекция наградных знаков отдела нумизматики Исторического музея содержит памятники различных эпох и народов. Есть в ней и весьма оригинальные памятники. Таковы награды Северо-Кавказского имамата (1829–1859) — государства свободных горцев, третьим руководителем которого, духовным и светским лидером, был Шамиль (1797–1871), имам Чечни и Дагестана. Это награды за боевые заслуги, т. к. имамат оформился как государство в ходе вооружённого сопротивления народов Чечни и Дагестана вхождению в состав Российской империи, в эпоху многолетней Кавказской войны (1817–1864).

В имамате начинают создавать отряды регулярной народной армии. Каждые 10 дворов были обязаны выставить для постоянной военной службы одного хорошо вооружённого, сильного и храброго воина-муртазагета. Кто достоин такой службы, решал сельский джамаат (общественный совет).

Первые отряды муртазагетов прославились в боях 1837–1839 гг., особенно за аулы Старый и Новый Ахульго. «Во время войны они составляют самую надёжную и лучшую часть сборищ горцев, держатся с отчаянной решительностью, соблюдают отличную подчинённость. Малое число их опаснее, чем целое скопище горцев», — писал очевидец.

Печать Шамиля двусторонняя цилиндрической формы со съёмными крышками; на щитовом поле и на крышках — арабские надписи. Россия, сер. XIX в. Серебро, резьба.
Печать Шамиля двусторонняя цилиндрической формы со съёмными крышками; на щитовом поле и на крышках — арабские надписи. Россия, сер. XIX в. Серебро, резьба.

В результате военной реформы, проведённой Шамилем в 1841–1842 гг., численность регулярной армии горцев, по оценкам чинов кавказской администрации, выросла до 15 тыс. человек. Ценя воинскую доблесть муртазагетов, народ предоставлял им всё необходимое, обрабатывал их поля и доставлял урожай их семьям.

Армия Шамиля отличалась суровой дисциплиной и чёткой организацией. Каждый воин принимал присягу, давая клятву на Коране (наибы, т. е. наместники Шамиля, делали это публично в мечети). Войска подразделялись на десятки, сотни, пятисотни и тысячи со своими командирами. Начальниками тысяч и пятисотен были наибы, имевшие звания генералов, полковников и капитанов. Русский писатель и журналист Е. А. Вердеревский, участвовавший в марте 1855 г. в процедуре обмена старшего сына Шамиля Джеммалэддина на пленных грузинских княгинь В. И. Орбелиани и А. И. Чавчавадзе, свидетельствует: «Среди горцев господствовал строгий порядок, и в целом они имели сходство с нашей кавалерией; они были расставлены по отделениям с интервалами, в две шеренги, каждое отделение имело своё знамя…»

Была также введена стройная демократическая система наград и отличий, которая весьма способствовала укреплению армии и продвижению по службе горцев, проявивших незаурядные способности, вне зависимости от знатности их происхождения. В начале 1842 г. командующий российскими войсками на левом фланге Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенант П. Х. Граббе доносил военному министру А. И. Чернышёву: «Давно уже до меня доходили слухи, что Шамиль для поощрения наибов, отличившихся в скопищах своих, раздаёт им знаки отличия вроде наших орденов и старается вводить некоторую правильность между своими полчищами. Высшей наградой среди мюридов считался знак отличия».

Все наибы на правом плече носили эполеты. Пятисотенные и сотенные командиры имели на груди медали или пластины с надписью, обозначавшей должность и звание, например, «начальник пятисот человек такого-то вновь устраиваемого войска» (в данном случае полка).

За особое мужество и неустрашимость горские командиры получали именные шашки или кисти в виде темляка с надписью: «Нет такого-то храбрее, нет сабли его острее». Обладатель подобного знака отличия имел право на дополнительное жалованье из казны имамата в размере 3 руб. серебром в месяц. Отличившиеся в боях горцы награждались серебряными орденами и медалями круглой, овальной или треугольной формы («европейская» форма креста исключалась, т. к. имамат был мусульманским государством). Эти знаки были украшены затейливым растительным орнаментом, выполненным в технике черни. На них выгравированы надписи на официально принятом в делопроизводстве имамата арабском языке. Вот некоторые из них: «Храбр и мужествен»; «Это — герой, искусный в войне и бросающийся на неприятеля, как лев»; «За храбрость сотенному командиру»; «Имам Шамиль этого храброго наиба награждает первоклассным орденом» и т. п. 

Были и другие виды наград: знамёнами, оружием, лошадьми, деньгами, вещами и т. д.

Награда Шамиля для отличившегося воина.  Кавказ, 1840–1850-е гг. Надпись на арабском: «Обладатель [награды] — доблестный муж Язид (?)» Серебро, чернение, гравировка.
Награда Шамиля для отличившегося воина.
Кавказ, 1840–1850-е гг.
Надпись на арабском: «Обладатель [награды] — доблестный муж Язид (?)»
Серебро, чернение, гравировка.
Если обратиться к знакам отличия имамата, хранящимся в коллекции Исторического музея, то на некоторых из них надпись лаконично констатирует храбрость, доблесть её обладателя. Такова, например, награда с надписью: «Обладатель [награды] — доблестный муж Язид (?)». Известный дагестанский историк, доктор исторических наук, основатель и редактор журнала «Ахульго» Хаджи-Мурад Доного переводит эту надпись таким образом: «Владелец этой награды — мужчина-храбрец».

Награда Шамиля для отличившегося воина.  Кавказ, 1840–1850-е гг. Надпись на арабском: «Сей достойный Хаджи Мухамед аль-Асамм [«Глухой»]. Захватил [я] этого молодца, прикончил его в бою. В ярости [я] неустрашим». Серебро, чернение, гравировка.
Награда Шамиля для отличившегося воина.
Кавказ, 1840–1850-е гг.
Надпись на арабском: «Сей достойный Хаджи Мухамед аль-Асамм [«Глухой»]. Захватил [я] этого молодца, прикончил его в бою. В ярости [я] неустрашим».
Серебро, чернение, гравировка.
Однако есть среди наград от имени имама Шамиля и содержащие персональные надписи. Таков, например орден, принадлежавший Хаджи-Мухаммаду. И на нём уже присутствует пространная надпись, описывающая более подробно сильные качества данного воина. «Сей достойный Хаджи Мухамед аль-Асамм [«Глухой»]. Захватил [я] этого молодца, прикончил его в бою. В ярости [я] неустрашим». Х.-М. Доного её переводит как: «Это отличие из отличий Хаджи Мухаммада. [Это] герой, совершенен на войне натиск его, а в бою он бросается вперёд».

Удостоен этой награды был очень влиятельный человек в имамате Шамиля Хаджи-Мухаммад ал-Асам родом из села Чох (ныне в Гунибском районе Дагестана), известный в народе как Глухой Хаджи (с арабского «паломник», являлось почётным званием, данным мусульманину, успешно совершившему хадж (паломничество) к святыням ислама в Мекку). Он был признанным авторитетом для горских обществ, приближённый и соратник имама, выступал в роли командира, но чаще всего в роли наиба в Чохе. После окончания Кавказской войны переселился в Турцию, но, не устроившись там, вернулся и умер у себя на родине.

Награда Шамиля для отличившегося воина.  Кавказ, 1840–1850-е гг. Надпись на арабском: «Это знак совершенно доблестного льва-мусульманина». Серебро, чернение, гравировка.
Награда Шамиля для отличившегося воина.
Кавказ, 1840–1850-е гг.
Надпись на арабском: «Это знак совершенно доблестного льва-мусульманина».
Серебро, чернение, гравировка.

Почётным для теократического (т. е. сочетавшего светскую и духовную власть в лице имама) имамата был наградной знак с надписью: «Это знак совершенно доблестного льва-мусульманина» (по Х.-М. Доного: «Это знак совершенной доблести Идриса-Эффенди, подобного льву»). Это орден, вручённый наибу Идрису-Эффенди (эффенди — на мусульманском Востоке почётное наименование как господина титулованного человека, офицерское звание). Этот соратник Шамиля был родом из села Эндирей (ныне Хасавюртовского района Дагестана), с 1847 г. он исполнял должность наиба Ауха (исторической области расселения чеченцев-ауховцев в Сулакско-Терском междуречье на территории современных Новолакского, Хасавюртовского, и Казбековского районов Северного Дагестана), в начале 1850-х гг. был смещён с занимаемой должности. В 1857 г. сменил погибшего наиба Хазу. Современник охарактеризовал его следующим образом: «… Был красноречив, но не смел, неповоротлив, нераспорядителен в делах. Но поскольку он был учёным, имам не захотел умолять его авторитета».

Награды с хвалебными надписями должны были дать почувствовать их обладателям высокую оценку от имама Шамиля их личного участия в деле газавата (священной войны против неверных) и сделать их за это, вне зависимости от степени собственной родовитости, обязанными лично его высокой милости.

В собрание Исторического музея награды имама Шамиля попали в 1930 г. из Военно-исторического музея в Москве в связи с расформированием последнего.

Награды имамата Шамиля являются свидетельством незаурядного опыта создания военной организации и государственности горцев Восточного Кавказа. Именно благодаря этому горцам удавалось более тридцати лет противостоять армии могущественной Российской империи. Однако достаточно жёсткая система вертикали власти, выстраиваемая Шамилем, которая замыкалась на его фигуре, всё более не нравилась как горской знати, так и горским общинам (так было в случае с чеченцами). Приоритет шариата (мусульманского права) над адатами (нормами горских обычаев) также вызывал недовольство. Против Шамиля поднимались восстания, ему изменяли наибы. Этим пользовалась царская администрация Кавказа.

Существование имамата как яркой страницы в истории горцев завершилось актом почётного пленения Шамиля наместником Кавказа князем А. И. Барятинским в дагестанском Гунибе (1859). Шамиль сам признался тогда Барятинскому: «Я тридцать лет дрался за веру, но теперь мои народы изменили мне, а наибы разбежались. Сам же я утомился. Мне шестьдесят три года, я уже стар и сед, хоть борода моя черна. Поздравляю вас с покорением Дагестана. Пусть Государь Император владеет горцами на благо их». По окончании почти полувековой Кавказской войны XIX в., самой длительной войны в истории России, Восточный и Западный Кавказ окончательно включён в состав Российской империи.

Увидеть же награды имамата Шамиля можно в зале № 32 основной экспозиции Исторического музея, в той её части, которая посвящена Кавказской войне.

Использованная литература:

Исторический музей. Шедевры и реликвии. М., 2013.

Доного Х.М. Ордена в имамате Шамиля. М., 2009.

Карпеев И.В. Имамат — государство свободных горцев // Северный Кавказ в истории России. XIX век: Сборник статей: к выставке в Государственном Историческом музее «Меж гор и гребней. Северный Кавказ. XIX век» (12 ноября 2004 г. – 20 января 2005 г.) / Ред.-сост. В.М. Безотосный. М., 2004.